- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №7
Вариант ФИПИ №7
Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх — это защитная реакция, сигнал o необходимости проявить осторожность. Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним, безусловно, очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему классный подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. По большому счёту‚ любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. В идеальном случае радость возникает, когда человек делает <…> приятное и полезное и для себя, и для окружающих.
(По А. Г. Грецову)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РАЗВИТИЕ. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.
2) ФУНКЦИЯ. книжн. Роль, значение, назначение чего-н. Функции кредита.
3) ПРОЯВИТЬ. Совершая, делая что-н., обнаружить наличие каких-н. качеств, свойств. П. героизм. П. заботу.
4) АЛЬБОМ. Несколько объединённых одним названием музыкальных произведений одного исполнителя или одного ансамбля, записанных на грампластинку, кассету или компакт-диск. Последний а.
5) НАГРАДА. Почётный знак, орден, которыми отмечают чьи-нибудь заслуги. Высокая правительственная н.
Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх — это защитная реакция, сигнал o необходимости проявить осторожность. Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним, безусловно, очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему классный подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. По большому счёту‚ любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. В идеальном случае радость возникает, когда человек делает <…> приятное и полезное и для себя, и для окружающих.
(По А. Г. Грецову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст содержит предложения с различными осложняющими конструкциями (вводные слова, однородные члены предложения, деепричастные обороты).
2) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используется специальная (эмоции) и книжная (реакция, в глубине души) лексика.
3) Автор употребляет экспрессивно окрашенную лексику с оценочным значением (классный, по большому счёту), что придаёт тексту непринуждённую тональность.
4) Автор делится только собственными мыслями, излагает результаты собственных наблюдений.
5) Официальность тона обеспечивается путём полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности. В тексте используются готовые словесные формулы.
Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх — это защитная реакция, сигнал o необходимости проявить осторожность. Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним, безусловно, очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему классный подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. По большому счёту‚ любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. В идеальном случае радость возникает, когда человек делает <…> приятное и полезное и для себя, и для окружающих.
(По А. Г. Грецову)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) дозИровать
2) низведЁнный
3) прибЫв
4) ненАдолго
5) некрОлог
В одном из приведённых ниже предложений HEBEPHO употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ИРОНИЧНЫЙ и всё понимающий Вольтер хитро смотрел на нас из своего мраморного кресла в центре эрмитажной анфилады.
Младшая сестра всегда мечтала ОТРАСТИТЬ такие же длинные волосы, как у старшей.
Как человек ПАМЯТНЫЙ, Иван Фёдорович проверил, не упустил ли чего-нибудь.
ГАРАНТИЙНЫЙ срок исчисляется с момента передачи товара потребителю.
Чего только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий!
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
самый ИЗВЕСТНЫЙ скульптор
более СЕМИСОТ рублей
российские ПРОФЕССОРЫ
ИСПЕЧЁТ каравай
сказал более ГРОМКО
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Предложения
1) Н. А. Некрасов возобновил издание журнала предложения «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И. С. Тургенева.
2) Мама сказала, что нe дам вам сладкое, пока не съедите первое.
3) В книге «Текст как объект лингвистического исследования» И. Р. Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста — его завершённость».
4) Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа.
5) Ядро «передвижников» составили четырнадцать художников, не пожелавших оставаться в стенах Академии художеств и организовавших собственное творческое объединение.
6) Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижению общей продолжительности военной службы 20 и более лет.
7) Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз?
8) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.
9) Советские учёные Н. Г. Басов и А. М. Прохоров в середине 60-х годов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда, пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) оп..здание, подр..вняться (в строю), рест..врация
2) неисс..каемый (родник), разгл..дел, сост..зание
3) усм..рённый (поток), бл..стательный, ун..кальный
4) разр..дить (атмосферу в коллективе), волеизъ..вление, осв..щена (лампой)
5) обн..ружить (преступника), об..ятельный, произр..стают
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..ятия, в..едливый (сторож), п..едестал
2) транс..ранский, контр..гра, трёх..мпульсный
3) пр..стегнуться, пр..чудливый, пр..вокзальный
4) бе..проглядный, и..готовленный, ра..чудесный
5) по..свеченный, о..данный, на..пись
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноч..вка, дириж..рский
2) дружоч..к, ковш..к
3) прикле..л (марку), обессил..ть (в дороге)
4) перебеж..ик, вклад..ик (человек)
5) черкеш..нка, больш..нство
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (преступник) раска..тся, (он) противореч..т (старшим)
2) (земля) выгор..т, (крестьянин) паш..т
3) обгоня..мый, неотъемл..мое (право)
4) замеш..н (в деле), выброш..нный (на обочину дороги)
5) посе..нный, взлеле..в
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ИСПРАВЛЕННАЯ вовремя ошибка может привести к трагическим последствиям.
2) Отнюдь (HE)TOPЖECTBEHHO встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.
3) Несмотря на всё (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
4) Письмо (HE)OTПРАВЛEHO, хотя уже давно написано.
5) Уж не жду от жизни ничего я, и (НЕ)ЖАЛЬ мне прошлого ничуть.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) М. М. Пришвин писал о том, что любил природу, (ПО)ЭТОМУ его творчество стало КАК(БЫ) формой проявления любви к окружающему миру, оно напоено светом и радостью бытия.
2) (В)ПРОЧЕМ, если чувства настоящие, они способны пройти через все испытания и остаться в человеке (НА)ВСЕГДА.
3) Мелодия, возникшая (КАК)БУДТО из ниоткуда, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
4) Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
5) (В)ВИДУ нехватки времени Виктор торопился (ПО)СКОРЕЕ закончить работу.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется HH.
Несомне(1)о, многим известна работа В. В. Верещагина «Апофеоз войны», относящаяся к серии картин «Варвары». Заметим лишь, что полотно было написа(2)о художником под впечатлением от подли(З)ых вое(4)ых действий в Туркестане.