- Умный справочник
- Русский язык
- Задание 26. Средства связи предложений в тексте
Задание 26. Средства связи предложений в тексте
Задание 26. Средства связи предложений в тексте
Это задание, посвященное тому, при помощи каких инструментов предложения связываются в текст.
Среди предложений 5-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. (2)С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.
(З)Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал. (4)Он не хотел плакать, он готовился сказать какие-то очень важные слова, потому что это был очень важный митинг. (5)У подножия памятника стояли писатели из разных стран: Пабло Неруда, Джанни Родари. (6)Триста, а может быть, четыреста писателей. (7)Они впервые были в Бухенвальде. (8)А Бруно Апитц был узником Бухенвальда. (9)Он написал об этом свой роман «Голый среди волков». (10)Ему ничего не надо было сочинять (11)Иссечённое морщинами, сухое лицо Бруно Апитца мало чем отличалось от бронзовых лиц узников на памятнике.
(12)В Бухенвальд мы ехали из немецкого Веймара. (1З)После войны прошло почти тридцать лет. (14)Вдоль всей дороги цвели яблони. (15)Никогда ещё я не видел эту страну такой нарядно-белой. (16)Рядом со мной сидел американский писатель. (17)Мы говорили с ним о книгах, которые нравились нам обоим. (18)В автобусе были американские, английские и итальянские писатели. (19)Они шутили и веселились, это были славные люди, и погода была отличная, и за окнами было красиво. (20)У них было хорошее настроение, потому что они не представляли, что их ждёт впереди. (21)А я уже был в Бухенвальде пять лет назад.
(22)Приехали в Бухенвальд, выгрузились из автобуса, и я наблюдал, как постепенно, толчками менялись выражения лиц.
(23)Как и пять лет назад, на пустом плацу лагеря было ветрено. (24)Ходили экскурсанты, было много школьников. (25)У печей, холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. (26)Он с силой приглаживал свои короткие волосы — такая у него привычка.
— (27)Я всё думаю, — сказал он мне. — (28)Сплю и думаю, бедная моя голова. — (29)Он, морщась, следил за школьниками. — (30)Скажи, нужно ли это показывать детям?
(31)Я не знал. (32)Наверное, нужно. (33)А как иначе внушить им ужас, и отвращение, и ненависть к фашизму?
— (34)А может, такая доза слишком велика? — сказал Иржи.
(35)К нам подошли сербы. (36)Они все воевали партизанами, они пережили всякое, и сейчас они вели себя как солдаты, спокойно, запоминающе оглядывая лагерь.
— (37)Мы тоже могли попасть сюда, — сказал кто-то из них.
(38)Так и я тоже мог попасть в Бухенвальд. (39)Это никогда мне и в голову не приходило. (40)Мне стало жарко: вспомнился бой под Таниной горой, когда наскочил на немцев, и потом — как мы шли из окружения.
(41)3а эти годы ничего не выросло на плацу в Бухенвальде. (42)Голый, пустынный — может, его специально сохраняли таким. (43)Но в Освенциме тоже почти ничего не росло, и в Ленинграде, под Пулковом, где мы сидели в окопах, там до сих пор плохо росли кусты. (44)Слишком много металла там было в земле. (45)Накануне отъезда я ходил по тем местам со своим комбатом. (46)Мы разыскивали старые, заросшие землянки. (47)Я сказал, что еду в Германию. (48)Комбат пожал плечами.
— (49)Я бы не мог с ними... — сказал он. — (50)Я всё понимаю, но я не могу. ...(51)По каменным ступеням мы спускались с горы Бухенвальда на Аллею Наций. (52)В каменных чашах горел огонь. (53)Чёрный дым стлался над гранитными обелисками.
(54)Писатель Олесь Гончар и я несли венок. (55)Делегации всех стран растянулись в длинную процессию. (56)Каждая делегация возлагала венок к обелиску своей страны, в память соотечественников — жертв фашизма.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия — Герман; 1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛
Давай в принципе разберемся с тем, зачем связывать предложения друг с другом. Посмотрим на пример:
На улице пошел дождь. Мама сказала мне сходить в магазин и купить хлеб. Под дождем можно промокнуть. Боюсь, что мне дадут ремня. Не хочу идти.
Конечно, мы можем рассматривать этот микротекст как литературоведы и разглядеть здесь особый авторский замысел, но по факту налицо нарушение логики. В чем состоит нарушение? В том, что предложения формально в текст объединены, а логически друг с другом никак не связаны. Это просто набор отдельных фактов. И вот как раз средства связи могут сделать из него что-то такое:
На улице пошел дождь. А мама сказала мне сходить в магазин и купить хлеб. Я не хочу идти туда, потому что под дождем можно промокнуть. Боюсь, что мне дадут ремня…
Предложения в тексте можно связать при помощи лексических средств (связанных с конкретными словами) и синтаксических средств (связанных с особым построением предложений). Об этих средствах и поговорим.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Лексический повтор — это повтор одного и того же слова в одной и той же форме (это очень важно)
Любовь к языку, как и любовь к природе, — составная часть патриотизма. Языку свойственна нравственность.
Формы слова — это повтор разных форм одного и того же слова в соседних предложениях (то есть это одно и то же слово, но в разных падежах или числах)
Перед вам эпилептоид. Эпилептоидами называют людей, которые...
Однокоренные слова — это слова с одним и тем же корнем (части речи могут и, скорее всего, будут разными)
Я с удовольствием читаю книги. Прочитанное будит во мне самые светлые чувства.
Синонимы — это слова с похожим значением.
Мой пес — очень дерзкий парень. Нахал нередко ворует еду со стола.
Антонимы — слова с противоположным значением.
Можно услышать мнение, будто люди сто лет назад были более нравственны. Сейчас нравственность не в моде.
Слова одной тематической группы — это такие слова, которые можно объединить одим термином.
раскопки, древность, история, археолог – можно объединить словом «археология»
Союзы — союз часто является средством связи, когда два предложения можно схлопнуть в одно.
У меня все шло прекрасно. Но в один день все изменилось
У меня все шло прекрасно, но в один день все изменилось
Местоимения — местоимения являются средством связи, когда заменяют конкретное слово из предыдущего предложения. Для этого задания ОЧЕНЬ важно знать разряды местоимений, так как от тебя в 26-ом задании потребуют конкретный разряд.
Мой друг очень любит лопать пупырчатую пленку. Он говорит, что это его успокаивает.

Наречия — как правило, местоименные.
В России очень любят праздники. Здесь огромное количество выходных в течение года. Поэтому рабочих дней немного.
Частицы — обрати внимание, в этом предложении «и» — частица, а не союз. Поэтому важно готовиться к ЕГЭ по русскому. Подводных камней очень много!
— Я не смогу написать много
— И хорошо, что не сможешь