- Умный справочник
- Русский язык
- Задание 24. Функционально-смысловые типы речи
Задание 24. Функционально-смысловые типы речи
Задание 24. Функционально-смысловые типы речи
Еще одно задание на сопоставление фактов и текста. Только разговаривать на этот раз будем не про содержание, а про смысл. И для решения задания 24 нам понадобится знание нескольких терминов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) В предложении 22 перечислены последовательные действия.
3) В предложении 35 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 34.
4) Предложение 43 противопоставлено по содержанию предложению 41.
5) Предложения 52, 53 содержат описание места.
(1)Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. (2)С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.
(З)Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал. (4)Он не хотел плакать, он готовился сказать какие-то очень важные слова, потому что это был очень важный митинг. (5)У подножия памятника стояли писатели из разных стран: Пабло Неруда, Джанни Родари. (6)Триста, а может быть, четыреста писателей. (7)Они впервые были в Бухенвальде. (8)А Бруно Апитц был узником Бухенвальда. (9)Он написал об этом свой роман «Голый среди волков». (10)Ему ничего не надо было сочинять (11)Иссечённое морщинами, сухое лицо Бруно Апитца мало чем отличалось от бронзовых лиц узников на памятнике.
(12)В Бухенвальд мы ехали из немецкого Веймара. (1З)После войны прошло почти тридцать лет. (14)Вдоль всей дороги цвели яблони. (15)Никогда ещё я не видел эту страну такой нарядно-белой. (16)Рядом со мной сидел американский писатель. (17)Мы говорили с ним о книгах, которые нравились нам обоим. (18)В автобусе были американские, английские и итальянские писатели. (19)Они шутили и веселились, это были славные люди, и погода была отличная, и за окнами было красиво. (20)У них было хорошее настроение, потому что они не представляли, что их ждёт впереди. (21)А я уже был в Бухенвальде пять лет назад.
(22) Приехали в Бухенвальд, выгрузились из автобуса, и я наблюдал, как постепенно, толчками менялись выражения лиц.
(23) Как и пять лет назад, на пустом плацу лагеря было ветрено. (24)Ходили экскурсанты, было много школьников. (25)У печей, холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. (26)Он с силой приглаживал свои короткие волосы — такая у него привычка.
— (27)Я всё думаю, — сказал он мне. — (28)Сплю и думаю, бедная моя голова. — (29)Он, морщась, следил за школьниками. — (30)Скажи, нужно ли это показывать детям?
(31)Я не знал. (32)Наверное, нужно. (33)А как иначе внушить им ужас, и отвращение, и ненависть к фашизму?
— (34)А может, такая доза слишком велика? — сказал Иржи.
(35)К нам подошли сербы. (36)Они все воевали партизанами, они пережили всякое, и сейчас они вели себя как солдаты, спокойно, запоминающе оглядывая лагерь.
— (37)Мы тоже могли попасть сюда, — сказал кто-то из них.
(38)Так и я тоже мог попасть в Бухенвальд. (39)Это никогда мне и в голову не приходило. (40)Мне стало жарко: вспомнился бой под Таниной горой, когда наскочил на немцев, и потом — как мы шли из окружения.
(41)3а эти годы ничего не выросло на плацу в Бухенвальде. (42)Голый, пустынный — может, его специально сохраняли таким. (43)Но в Освенциме тоже почти ничего не росло, и в Ленинграде, под Пулковом, где мы сидели в окопах, там до сих пор плохо росли кусты. (44)Слишком много металла там было в земле. (45)Накануне отъезда я ходил по тем местам со своим комбатом. (46)Мы разыскивали старые, заросшие землянки. (47)Я сказал, что еду в Германию. (48)Комбат пожал плечами.
— (49)Я бы не мог с ними... — сказал он. — (50)Я всё понимаю, но я не могу. ...(51)По каменным ступеням мы спускались с горы Бухенвальда на Аллею Наций. (52)В каменных чашах горел огонь. (53)Чёрный дым стлался над гранитными обелисками.
(54)Писатель Олесь Гончар и я несли венок. (55)Делегации всех стран растянулись в длинную процессию. (56)Каждая делегация возлагала венок к обелиску своей страны, в память соотечественников — жертв фашизма.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия — Герман; 1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛
Повествование, описание и рассуждение – это три кита, на которых вообще строятся все тексты. Важно понимать, что тексты исключительно повествовательные или исключительно описательные — большая редкость. Чаще всего есть какой-то ведущий тип речи, а параллельно с ним есть и элементы другого.
Для правильного решения 24-го задания КРИТИЧНО важно отличать одно от другого.
1. ПОВЕСТВОВАНИЕ
Показывает сменяющиеся события, динамику развития сюжета. Как правило, повествование в ЕГЭ — это цепочка событий в хронологической последовательности. Повествование можно представить в виде фильма. Скорее всего, будет много глаголов и деепричастий.
Кот танцует на желтом фоне. Он переставляет лапы, прыгает по кругу, кувыркается, делает сальто, смотрит по сторонам.

2. ОПИСАНИЕ
Изображение с помощью перечисления каких-либо признаков. Статичная картина, много прилагательных, наречий и причастий. Много на ней деталей или не очень — не так важно, важно лишь, что, читая описание, мы не можем представить ничего другого.
В комнату зашел мужчина средних лет и сел на стул
Вы можете сказать, что «средних лет» — это описание. И будете правы (так оно и есть). Вот только это просто два слова (элемент!), а ведущий тип — повествование. Потому что мужчину мы можем представить каким угодно: блондином, брюнетом, высоким, низким, в плаще или в пуховике, в туфлях и в кроссовках.
В комнату зашел мужчина средних лет. Его невысокий рост компенсировали туфли на достаточно высоком каблучке, а недостатки полноватой фигуры скрывало объемное бежевое пальто.
Вы скажете, что «зашел в комнату» — это все еще повествование. И будете правы! Но обратите внимание, что теперь это уже элемент, а ведущий тип сменился на описание.
3. РАССУЖДЕНИЕ
Доказательство определенной точки зрения, обсуждение чего-то. Движение мысли, переход от тезиса к аргументам. Много союзов и вводных слов.
По-моему, Доктора Стренджа должен играть Николай Дроздов, потому что он тоже старый и мудрый (и у него, насколько мне известно, есть докторская степень)
4. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Есть понятия причина и следствие. Очень важно эти понятия местами не путать!
20 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в предложении 19
Шкала времени — твой друг. Важно научиться отмечать на ней события (или мысли) и понимать, что за чем следует. Что из чего вытекает.
В магазине не было кефира — я купил молоко
Я купил молоко: в магазине не было кефира
Вне зависимости от того, как строится предложение, причина и следствия остаются теми же. Хорошо выстроить последовательность помогает союз «потому что».
Я купил молоко (следствие), потому что в магазине не было кефира (причина)
И это как раз тот момент, когда стрелочка не поворачивается
В магазине не было кефира, потому что я купил молоко
В ЧЕМ ПОДВОХ?
При выполнении задания 24 необходимо обращать внимание на слова «представлено» и «содержится».
Если используется слово «представлено», то подразумевается, что указанный тип речи является ведущим;
Если используется слово «содержится», то подразумевается, что указанный тип речи — один из многих в обозначенном фрагменте текста
Если проще, то:
представлено = много
содержится = не много
