- Умный справочник
- Русский язык
- Задание 22. Средства языковой выразительности
Задание 22. Средства языковой выразительности
Задание 22. Средства языковой выразительности
В этой статье мы поговорим о том, какими бывают средства выразительности и как научиться их друг от друга отличать.
Это задание с недавнего времени не привязано к тексту, искать средства выразительности мы будем в не связанных между собой предложениях. Вот как это выглядит:
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
Предложения
А) Думаю думу свою. (Н. А. Некрасов)
Б) В сто сорок солнц закат пылал. (В. В. Маяковский)
В) Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе. (А. С. Пушкин)
Г) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. (С. А. Есенин)
Д) Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е. М. Винокуров)
Изобразительно-выразительные средства языка
1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) парцелляция
5) гипербола
6) сравнение
7) ассонанс
8) эпифора
9) метонимия
Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛
Если до этой статьи тебе удалось прочитать другие — про лексику и синтаксис — это хорошо. Но я повторю еще раз, потому что эти знания нам ещё пригодятся :)
Лексика — это про значение слова. Значит, лексические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию через значение.
Синтаксис — это про построение предложения. Значит, синтаксические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию не через значение, а через особый порядок слов в предложении или через особую форму предложений.
Также нам встретятся фонетические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию через определенные звуки.
Разберемся со всем по порядку.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) ЭПИТЕТ
— слово, называющее и подчеркивающее какой-то признак (чаще всего прилагательное). Эпитет — это авторский способ передать свою оценку не напрямую, а через слово. Важное отличие эпитета от простого определения — это как раз авторская оценка. Субъективный взгляд на предмет.
Радость легкокрылая
2) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
— это перенос качеств или действий человека на неживые объекты, которые этих качеств в реальности не имеют.
А поезд идет, и железо поет
3) СРАВНЕНИЕ
— открытое сопоставление двух событий, предметов или явлений. В сравнении всегда два главных компонента: что сравниваем, с чем сравниваем.
Внутри также часто бывает признак сравнения, а еще так называемые операторы — слова как, будто, точно, словно.
Лед лежит на речке, словно растаявший сахар
Лед — что сравниваем, сахар — с чем сравниваем
лежит так же — признак сравнения, словно — оператор :)
Если оператор и признак отсутствуют, получаются такие конструкции, как, например, сравнение в форме творительного падежа:
Он бежит кабанчиком
Существуют еще и другие варианты сравнения (с помощью приложения, с помощью сравнения в составе сказуемого и др). Но ученые сами не определились, куда их относить — к сравнениям или метафорам, поэтому на ЕГЭ их не будет :)
4) МЕТАФОРА
— скрытое сравнение. Из метафоры вылетают те самые признаки сравнения, о которых мы говорили выше.
Получается что-то в духе
Он надел улыбку на лицо
То есть улыбка на его лице появилась так же, как одежда появляется на человеке. Смысл этой метафоры глубже: улыбка, получается, — просто одежда, она ничего не значит.
В ЕГЭ метафору, как правило, можно легко переделать в сравнение.
Стена скал — скалы стоят, как стены
!Важно раз! Метафору от сравнения отличает именно новый художественный образ. Обрати внимание, с появлением метафоры появляются новые объекты и явления. Раз — и улыбку можно надевать, а из скал образуется стена. Если бы мы писали об этом при помощи сравнения, то стена оставалась бы стеной, улыбку бы никто никуда не надевал.
!Важно два! Иногда средства выразительности комбинируются друг с другом. Например,
Золотые руки
— это метафора и эпитет в одном флаконе. Если встречается что-то подобное, то нужно обязательно включить логику и действовать методом исключения: смотреть, что есть (и чего нет) в других предложениях, а также обратить внимание на те средства выразительности, которые представлены на выбор в задании.
5) МЕТОНИМИЯ
— замена одного понятия другим на основе их смежности (то есть близости в контексте).
Водители стоят в пробке (стоят не водители — они сидят — а машины)
6) ГИПЕРБОЛА
— это когда с целью вызвать эмоцию мы очень сильно что-то преувеличиваем.
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
7) ЛИТОТА
— а здесь — наоборот, преуменьшаем :)
Вернусь через секунду.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) АНТИТЕЗА
— резкое противопоставление.
Где стол был яств — там гроб стоит.
2) ИНВЕРСИЯ
— непрямой порядок слов.
Досадно было, боя ждали (вместо было досадно, ждали боя)
3) ГРАДАЦИЯ
— расположение слов по возрастанию или убыванию их значения.
Я хочу десятки, сотни, тысячи золотых монет!
4) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
— ставим «точку» там, где ее быть не должно.
И моя дочь тогда сбежала! С первым встречным! С проходимцем!
5) АНАФОРА
— повторение одних и тех же слов в начале строф или предложений.
Жди меня сегодня. Жди меня завтра. Жди меня всегда.
6) ЭПИФОРА
— повторение одних и тех же слов в конце строф или предложений.
И снова я падаю. Что бы я не делал, каждый раз я падаю.
7) РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
— вопрос, заданный не с целью получения ответа, а с целью привлечения внимания.
Да кому же это нужно? А ты как думаешь, читатель?
8) ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР
— намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания в той же самой форме.
Уснуло все: спали деревья, спали облака, спали птицы.
9) ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ
— форма изложения, в которой чередуются вопросы и ответы.
Что делать? Не знаю. Как быть? Не ведаю.
10) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
— одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут.
Тут сначала идет обстоятельство, а потом подлежащее и сказуемое. И в первом, и во втором предложении по отдельности можно рассмотреть инверсию, но в целом это особое построение всего текста — параллелизм.
11) РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
— восклицание, передающее эмоции автора или помогающее выразить сильные чувства говорящего.
Как он умел забыть себя!
12) РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
— подчеркнутое обращение к кому-чему-либо с целью привлечения внимания.
Прости ж и ты, моя свобода!
13) МНОГОСОЮЗИЕ
— избыточное повторение союза.
Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге.
14) БЕССОЮЗИЕ
— намеренное исключение из синтаксической конструкции союзов.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) АЛЛИТЕРАЦИЯ
— повторение согласных звуков.
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
2) АССОНАНС
— повторение гласных звуков.
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
