banner
  1. Умный справочник
  2. Русский язык
  3. Задание 22. Средства языковой выразительности
Раздел: Работа с текстом (линии 1-3, 22-26)

Задание 22. Средства языковой выразительности

Статья
Не изучено

Задание 22. Средства языковой выразительности

В этой же статье мы поговорим о том, какими бывают средства выразительности и как научиться их друг от друга отличать.

Само задание выглядит так: 

Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛

Если до этой статьи тебе удалось прочитать другие — про лексику и синтаксис — это хорошо. Но я повторю еще раз :)

Лексика — это про значение слова. Значит, лексические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию через значение.

Синтаксис — это про построение предложения. Значит, синтаксические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию не через значение, а через особый порядок слов в предложении или через особую форму предложений.

В заданиях ты можешь найти разные слова, которыми составители описывают средства выразительности. Чаще всего это слова троп и прием.

Некоторые репетиторы называют тропы лексическими средствами, а приемы — синтаксическими. Однако я не рекомендую тебе придерживаться этого правила. Иногда оно может сыграть с тобой злую шутку. 

Разберемся со всем по порядку. 

 

Лексические средства выразительности

  1. Эпитет

— слово, называющее и подчеркивающее какой-то признак (чаще всего прилагательное). Эпитет — это авторский способ передать свою оценку не напрямую, а через слово. Важное отличие эпитета от простого определения — это как раз авторская оценка. Субъективный взгляд на предмет.

Радость легкокрылая

2. Олицетворение

— это перенос качеств или действий человека на неживые объекты, которые этих качеств в реальности не имеют.

А поезд идет, и железо поет

3. Сравнение

— открытое сопоставление двух событий, предметов или явлений. В сравнении всегда два главных компонента: что сравниваем, с чем сравниваем.

Внутри также часто бывает признак сравнения, а еще так называемые операторы — слова как, будто, точно, словно.

Лед лежит на речке, словно растаявший сахар

Лед — что сравниваем, сахар — с чем сравниваем

лежит так же — признак сравнения, словно — оператор :)

Если оператор и признак отсутствуют, получаются такие конструкции, как, например, сравнение в форме творительного падежа:

Он бежит кабанчиком

Существуют еще и другие варианты сравнения (с помощью приложения, с помощью сравнения в составе сказуемого и др). Но ученые сами не определились, куда их относить — к сравнениям или метафорам, поэтому на ЕГЭ их не будет :)

4. Метафора

— скрытое сравнение. Из метафоры вылетают те самые признаки сравнения, о которых мы говорили выше.

Получается что-то в духе

Он надел улыбку на лицо

То есть улыбка на его лице появилась так же, как одежда появляется на человеке. Смысл этой метафоры глубже: улыбка, получается, — просто одежда, она ничего не значит.

В ЕГЭ метафору, как правило, можно легко переделать в сравнение.

Стена скал — скалы стоят, как стены

Важно раз! Метафору от сравнения отличает именно новый художественный образ. Обрати внимание, с появлением метафоры появляются новые объекты и явления. Раз — и улыбку можно можно надевать, а из скал образуется стена. Если бы мы писали об этом при помощи сравнения, то стена оставалась бы стеной, улыбку бы никто никуда не надевал.

Важно два! Иногда средства выразительности комбинируются друг с другом. Например,

Золотые руки

— это метафора и эпитет в одном флаконе. Если встречается что-то подобное в тексте, то нужно обязательно включить логику и действовать методом исключения: смотреть, что есть (и чего нет) в других предложениях, а также обратить внимание на те средства выразительности, которые представлены на выбор в задании.

  1. Развернутая метафора

— это такая метафора, которая распространилась за пределы одного словосочетания.

Например, такая очень хорошо видна в «Слове о полку Игореве»

тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую

кровавое вино — это про то, что люди, убивая, как бы упиваются вражеской кровью, поэтому она для них — вино. Но на этой мысли автор не останавливается, поэтому следом рождается еще одна — храбрые русичи этот пир закончили (пира в прямом смысле этого слова не было, было сражение)

6. Метонимия

— замена одного понятия другим на основе их смежности (то есть близости в контексте).

Водители стоят в пробке (стоят не водители — они сидят — а машины)

6. Синекдоха

— это когда мы заменяем целое частным (или наоборот).

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.

Не один француз ликовал, а много французских солдат)

7. Гипербола

— это когда с целью вызвать эмоцию мы очень сильно что-то преувеличиваем.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

8. Литота

— а здесь — наоборот, преуменьшаем :)

Вернусь через секунду.

9. Ирония

— употребление слов или словосочетаний в смысле, обратном буквальному.

Ну ты молодец! (Когда говорящий имеет в виду явно обратное)

10. Перифраз

— когда мы заменяем какое-то слово описательным оборотом (часто используется в публицистике и художественной литературе).

Люди в белых халатах (вместо «врачи»)

 

Синтаксические средства выразительности

  1. Антитеза

— резкое противопоставление.

Где стол был яств — там гроб стоит.

2. Инверсия

непрямой порядок слов.

Досадно было, боя ждали (вместо было досадно, ждали боя)

3. Градация

— расположение слов по возрастанию или убыванию их значения.

Я хочу десятки, сотни, тысячи золотых монет!

4. Оксюморон

— сочетание несочетаемого.

Горячий снег, живой труп

5. Парцелляция

— ставим «точку» там, где ее быть не должно.

И моя дочь тогда сбежала! С первым встречным! С проходимцем!

6. Анафора

— повторение одних и тех же слов в начале строф или предложений.

Жди меня сегодня. Жди меня завтра. Жди меня всегда.

7. Эпифора

— повторение одних и тех же слов в конце строф или предложений.

И снова я падаю. Что бы я не делал, каждый раз я падаю.

8. Риторический вопрос

— вопрос, заданный не с целью получения ответа, а с целью привлечения внимания.

Да кому же это нужно? А ты как думаешь, читатель? 

9. Эллипсис

— пропуск слова или элемента предложения, который можно восстановить из контекста.

Он понятия не имеет, как решить эту задачу, а я знаю как (решить эту задачу)

Важно! Такое предложение без контекста не несет вообще никакого смысла.

10. Лексический повтор

— намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания в той же самой форме .

Уснуло все: спали деревья, спали облака, спали птицы.

11. Вопросно-ответная форма изложения

— форма изложения, в которой чередуются вопросы и ответы.

Что делать? Не знаю. Как быть? Не ведаю.

12. Синтаксический параллелизм

— одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.

В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут.

Тут сначала идет обстоятельство, а потом подлежащее и сказуемое. И в первом, и во втором предложении по отдельности можно рассмотреть инверсию, но в целом это особое построение всего текста — параллелизм.

13. Однородные члены предложения (ряд однородных членов)

— перечисляемые действия, предметы, признаки.

Люди смеялись, танцевали, радовались жизни.

Статьи — круто, но для сотки этого недостаточно. Жми сюда, чтобы узнать о самых эффективных курсах подготовки к ЕГЭ по русскому 🫶