banner
  1. Умный справочник
  2. Русский язык
  3. Задание 22. Средства языковой выразительности
Раздел: Работа с текстом (линии 1-3, 22-26)

Задание 22. Средства языковой выразительности

Статья
Не изучено

Задание 22. Средства языковой выразительности

В этой статье мы поговорим о том, какими бывают средства выразительности и как научиться их друг от друга отличать.

Это задание с недавнего времени не привязано к тексту, искать средства выразительности мы будем в не связанных между собой предложениях. Вот как это выглядит: 

22 линия
№70718
Не выполнено
Тема: Средства выразительности

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Предложения

А) Думаю думу свою. (Н. А. Некрасов)
Б) В сто сорок солнц закат пылал. (В. В. Маяковский)
В) Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе. (А. С. Пушкин)
Г) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. (С. А. Есенин)
Д) Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е. М. Винокуров)

Изобразительно-выразительные средства языка

1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) парцелляция
5) гипербола
6) сравнение
7) ассонанс
8) эпифора
9) метонимия

Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛

Если до этой статьи тебе удалось прочитать другие — про лексику и синтаксис — это хорошо. Но я повторю еще раз, потому что эти знания нам ещё пригодятся :)

Лексика — это про значение слова. Значит, лексические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию через значение.

Синтаксис — это про построение предложения. Значит, синтаксические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию не через значение, а через особый порядок слов в предложении или через особую форму предложений.

Также нам встретятся фонетические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию через определенные звуки.

Разберемся со всем по порядку. 

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) ЭПИТЕТ

— слово, называющее и подчеркивающее какой-то признак (чаще всего прилагательное). Эпитет — это авторский способ передать свою оценку не напрямую, а через слово. Важное отличие эпитета от простого определения — это как раз авторская оценка. Субъективный взгляд на предмет.

Радость легкокрылая

2) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

— это перенос качеств или действий человека на неживые объекты, которые этих качеств в реальности не имеют.

А поезд идет, и железо поет

3) СРАВНЕНИЕ

— открытое сопоставление двух событий, предметов или явлений. В сравнении всегда два главных компонента: что сравниваем, с чем сравниваем.

Внутри также часто бывает признак сравнения, а еще так называемые операторы — слова как, будто, точно, словно.

Лед лежит на речке, словно растаявший сахар

Лед — что сравниваем, сахар — с чем сравниваем

лежит так же — признак сравнения, словно — оператор :)

Если оператор и признак отсутствуют, получаются такие конструкции, как, например, сравнение в форме творительного падежа:

Он бежит кабанчиком

Существуют еще и другие варианты сравнения (с помощью приложения, с помощью сравнения в составе сказуемого и др). Но ученые сами не определились, куда их относить — к сравнениям или метафорам, поэтому на ЕГЭ их не будет :)

4) МЕТАФОРА 

— скрытое сравнение. Из метафоры вылетают те самые признаки сравнения, о которых мы говорили выше.

Получается что-то в духе

Он надел улыбку на лицо

То есть улыбка на его лице появилась так же, как одежда появляется на человеке. Смысл этой метафоры глубже: улыбка, получается, — просто одежда, она ничего не значит.

В ЕГЭ метафору, как правило, можно легко переделать в сравнение.

Стена скал — скалы стоят, как стены

!Важно раз! Метафору от сравнения отличает именно новый художественный образ. Обрати внимание, с появлением метафоры появляются новые объекты и явления. Раз — и улыбку можно надевать, а из скал образуется стена. Если бы мы писали об этом при помощи сравнения, то стена оставалась бы стеной, улыбку бы никто никуда не надевал.

!Важно два! Иногда средства выразительности комбинируются друг с другом. Например,

Золотые руки

— это метафора и эпитет в одном флаконе. Если встречается что-то подобное, то нужно обязательно включить логику и действовать методом исключения: смотреть, что есть (и чего нет) в других предложениях, а также обратить внимание на те средства выразительности, которые представлены на выбор в задании.

5) МЕТОНИМИЯ 

— замена одного понятия другим на основе их смежности (то есть близости в контексте).

Водители стоят в пробке (стоят не водители — они сидят — а машины)

6) ГИПЕРБОЛА 

— это когда с целью вызвать эмоцию мы очень сильно что-то преувеличиваем.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

7) ЛИТОТА

— а здесь — наоборот, преуменьшаем :)

Вернусь через секунду.

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) АНТИТЕЗА

— резкое противопоставление.

Где стол был яств — там гроб стоит.

2) ИНВЕРСИЯ

непрямой порядок слов.

Досадно было, боя ждали (вместо было досадно, ждали боя)

3) ГРАДАЦИЯ

— расположение слов по возрастанию или убыванию их значения.

Я хочу десятки, сотни, тысячи золотых монет!

4) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ 

— ставим «точку» там, где ее быть не должно.

И моя дочь тогда сбежала! С первым встречным! С проходимцем!

5) АНАФОРА 

— повторение одних и тех же слов в начале строф или предложений.

Жди меня сегодня. Жди меня завтра. Жди меня всегда.

6) ЭПИФОРА

— повторение одних и тех же слов в конце строф или предложений.

И снова я падаю. Что бы я не делал, каждый раз я падаю.

7) РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

— вопрос, заданный не с целью получения ответа, а с целью привлечения внимания.

Да кому же это нужно? А ты как думаешь, читатель? 

8) ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

— намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания в той же самой форме.

Уснуло все: спали деревья, спали облака, спали птицы.

9) ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ

— форма изложения, в которой чередуются вопросы и ответы.

Что делать? Не знаю. Как быть? Не ведаю.

10) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

— одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.

В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут.

Тут сначала идет обстоятельство, а потом подлежащее и сказуемое. И в первом, и во втором предложении по отдельности можно рассмотреть инверсию, но в целом это особое построение всего текста — параллелизм.

11) РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

— восклицание, передающее эмоции автора или помогающее выразить сильные чувства говорящего.

Как он умел забыть себя!

12) РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

— подчеркнутое обращение к кому-чему-либо с целью привлечения внимания.

Прости ж и ты, моя свобода!

13) МНОГОСОЮЗИЕ

— избыточное повторение союза.

Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. 

14) БЕССОЮЗИЕ

— намеренное исключение из синтаксической конструкции союзов.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) АЛЛИТЕРАЦИЯ

— повторение согласных звуков.

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

2) АССОНАНС

— повторение гласных звуков.

Буря на море и думы, 
Много мучительных дум.

Статьи — круто, но для сотки этого недостаточно. Жми сюда, чтобы узнать о самых эффективных курсах подготовки к ЕГЭ по русскому 🫶