- Умный справочник
- Русский язык
- Задание 22. Средства языковой выразительности
Задание 22. Средства языковой выразительности
Задание 22. Средства языковой выразительности
В этой же статье мы поговорим о том, какими бывают средства выразительности и как научиться их друг от друга отличать.
Само задание выглядит так:
Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛
Если до этой статьи тебе удалось прочитать другие — про лексику и синтаксис — это хорошо. Но я повторю еще раз :)
Лексика — это про значение слова. Значит, лексические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию через значение.
Синтаксис — это про построение предложения. Значит, синтаксические средства выразительности — те, которые выполняют свою функцию не через значение, а через особый порядок слов в предложении или через особую форму предложений.
В заданиях ты можешь найти разные слова, которыми составители описывают средства выразительности. Чаще всего это слова троп и прием.
Некоторые репетиторы называют тропы лексическими средствами, а приемы — синтаксическими. Однако я не рекомендую тебе придерживаться этого правила. Иногда оно может сыграть с тобой злую шутку.
Разберемся со всем по порядку.
Лексические средства выразительности
- Эпитет
— слово, называющее и подчеркивающее какой-то признак (чаще всего прилагательное). Эпитет — это авторский способ передать свою оценку не напрямую, а через слово. Важное отличие эпитета от простого определения — это как раз авторская оценка. Субъективный взгляд на предмет.
Радость легкокрылая
2. Олицетворение
— это перенос качеств или действий человека на неживые объекты, которые этих качеств в реальности не имеют.
А поезд идет, и железо поет
3. Сравнение
— открытое сопоставление двух событий, предметов или явлений. В сравнении всегда два главных компонента: что сравниваем, с чем сравниваем.
Внутри также часто бывает признак сравнения, а еще так называемые операторы — слова как, будто, точно, словно.
Лед лежит на речке, словно растаявший сахар
Лед — что сравниваем, сахар — с чем сравниваем
лежит так же — признак сравнения, словно — оператор :)
Если оператор и признак отсутствуют, получаются такие конструкции, как, например, сравнение в форме творительного падежа:
Он бежит кабанчиком
Существуют еще и другие варианты сравнения (с помощью приложения, с помощью сравнения в составе сказуемого и др). Но ученые сами не определились, куда их относить — к сравнениям или метафорам, поэтому на ЕГЭ их не будет :)
4. Метафора
— скрытое сравнение. Из метафоры вылетают те самые признаки сравнения, о которых мы говорили выше.
Получается что-то в духе
Он надел улыбку на лицо
То есть улыбка на его лице появилась так же, как одежда появляется на человеке. Смысл этой метафоры глубже: улыбка, получается, — просто одежда, она ничего не значит.
В ЕГЭ метафору, как правило, можно легко переделать в сравнение.
Стена скал — скалы стоят, как стены
Важно раз! Метафору от сравнения отличает именно новый художественный образ. Обрати внимание, с появлением метафоры появляются новые объекты и явления. Раз — и улыбку можно можно надевать, а из скал образуется стена. Если бы мы писали об этом при помощи сравнения, то стена оставалась бы стеной, улыбку бы никто никуда не надевал.
Важно два! Иногда средства выразительности комбинируются друг с другом. Например,
Золотые руки
— это метафора и эпитет в одном флаконе. Если встречается что-то подобное в тексте, то нужно обязательно включить логику и действовать методом исключения: смотреть, что есть (и чего нет) в других предложениях, а также обратить внимание на те средства выразительности, которые представлены на выбор в задании.
- Развернутая метафора
— это такая метафора, которая распространилась за пределы одного словосочетания.
Например, такая очень хорошо видна в «Слове о полку Игореве»
тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую
кровавое вино — это про то, что люди, убивая, как бы упиваются вражеской кровью, поэтому она для них — вино. Но на этой мысли автор не останавливается, поэтому следом рождается еще одна — храбрые русичи этот пир закончили (пира в прямом смысле этого слова не было, было сражение)
6. Метонимия
— замена одного понятия другим на основе их смежности (то есть близости в контексте).
Водители стоят в пробке (стоят не водители — они сидят — а машины)
6. Синекдоха
— это когда мы заменяем целое частным (или наоборот).
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Не один француз ликовал, а много французских солдат)
7. Гипербола
— это когда с целью вызвать эмоцию мы очень сильно что-то преувеличиваем.
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
8. Литота
— а здесь — наоборот, преуменьшаем :)
Вернусь через секунду.
9. Ирония
— употребление слов или словосочетаний в смысле, обратном буквальному.
Ну ты молодец! (Когда говорящий имеет в виду явно обратное)
10. Перифраз
— когда мы заменяем какое-то слово описательным оборотом (часто используется в публицистике и художественной литературе).
Люди в белых халатах (вместо «врачи»)
Синтаксические средства выразительности
- Антитеза
— резкое противопоставление.
Где стол был яств — там гроб стоит.
2. Инверсия
— непрямой порядок слов.
Досадно было, боя ждали (вместо было досадно, ждали боя)
3. Градация
— расположение слов по возрастанию или убыванию их значения.
Я хочу десятки, сотни, тысячи золотых монет!
4. Оксюморон
— сочетание несочетаемого.
Горячий снег, живой труп
5. Парцелляция
— ставим «точку» там, где ее быть не должно.
И моя дочь тогда сбежала! С первым встречным! С проходимцем!
6. Анафора
— повторение одних и тех же слов в начале строф или предложений.
Жди меня сегодня. Жди меня завтра. Жди меня всегда.
7. Эпифора
— повторение одних и тех же слов в конце строф или предложений.
И снова я падаю. Что бы я не делал, каждый раз я падаю.
8. Риторический вопрос
— вопрос, заданный не с целью получения ответа, а с целью привлечения внимания.
Да кому же это нужно? А ты как думаешь, читатель?
9. Эллипсис
— пропуск слова или элемента предложения, который можно восстановить из контекста.
Он понятия не имеет, как решить эту задачу, а я знаю как (решить эту задачу)
Важно! Такое предложение без контекста не несет вообще никакого смысла.
10. Лексический повтор
— намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания в той же самой форме .
Уснуло все: спали деревья, спали облака, спали птицы.
11. Вопросно-ответная форма изложения
— форма изложения, в которой чередуются вопросы и ответы.
Что делать? Не знаю. Как быть? Не ведаю.
12. Синтаксический параллелизм
— одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут.
Тут сначала идет обстоятельство, а потом подлежащее и сказуемое. И в первом, и во втором предложении по отдельности можно рассмотреть инверсию, но в целом это особое построение всего текста — параллелизм.
13. Однородные члены предложения (ряд однородных членов)
— перечисляемые действия, предметы, признаки.
Люди смеялись, танцевали, радовались жизни.