banner
  1. Умный справочник
  2. Русский язык
  3. Задание 8. Синтаксические нормы
Раздел: Речь и грамматика (линии 6, 8)

Задание 8. Синтаксические нормы

Статья
Не изучено

Задание 8. Синтаксические нормы

Если ты забыл(а), это задание выглядит так:

8 линия
№759
Не выполнено
Тема: Синтаксические ошибки

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Синтаксические ошибки

А) Ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) Нарушение в построении сложного предложения
В) Неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предложения

1) Вследствие сильных дождей вода в реке прибывала.
2) Те из лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте.
3) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
4) Первая встреча в Монреале в 1972 году между хоккеистами СССР и Канады окончилась со счётом 7:3 в пользу советских спортсменов и становится началом знаменитых матчей между нашими хоккеистами и канадскими профессионалами.
5) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он.
6) Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость.
7) Если ты не убедишь себя в необходимости изучения того или иного предмета, не жди успехов или помощи со стороны.
8) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
9) Когда определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст.

Давай я расскажу тебе про бОльшую часть ошибок, которые могут попасться в этом задании. 

Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛

 

1. НАРУШЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Приложение — это существительное, которое дает чему-то новое наименование.

Нина Ивановна, моя соседка снизу, сегодня пришла и попросила соль

Соседка — это дополнительное описание Нины Ивановны. То есть приложение. 

Приложение бывает согласованное (это как в примере выше, когда при изменении падежа одного слова поменяется и другое) и несогласованное (это когда приложение застывает в одной форме и больше не меняется)

Несогласованное приложение в задании 8 — это названия книг, газет, журналов. В общем все, что пишется после главного слова в кавычках

Запоминаем правило:

Несогласованное приложение (то, что в кавычках) должно находиться в именительном падеже

Это правило работает только при наличии родовидового слова. 

Сравни:

Я прочитал это в романе (предложный) «Преступление и наказание» (именительный) – есть родовидовое слово, оно "перетягивает" на себя падеж 
Я прочитал это в «Преступлении и наказании» (предложный) – родовидового слова нет, потому приложение в косвенном падеже 

 

2. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом, к тому же слово должно быть определено верно. Это значит, что все слова внутри оборота должны иметь те же род, число и падеж, что и главное слово

Это элементарная ошибка, найти которую вообще не составляет труда

Пример: Это была избушка на ножках, находящихся в глубине леса

Если ножки находятся в глубине леса, то наверняка и вся избушка тоже. Поэтому главное слово здесь — избушка, а не ножки. Исправляем:

Это была избушка на ножках, находящаяся в глубине леса

Теперь чуточку сложнее. Причастный оборот — это причастие с зависимым словом. Очень важно, чтобы внутри оборота находились ТОЛЬКО эти слова и никаких других!

Уважаемые гости, администрация не несет ответственности за оставленные вещи в гардеробе

Главное слово здесь — вещи, а оборот — оставленные в гардеробе. Поэтому предложение обязательно нужно перестроить

Уважаемые гости, администрация не несет ответственности за оставленные в гардеробе вещи
Уважаемые гости, администрация не несет ответственности за вещи, оставленные в гардеробе

 

3. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

Тут все относительно просто. Главное, что нужно запомнить: деепричастие обозначает добавочное действие к основному. Это значит, что и добавочное, и основное действие выполняет ОДИН И ТОТ ЖЕ субъект.

Предположим, что мальчик идет по дороге и подпрыгивает. Тогда мальчик идет по дороге, подпрыгивая. А в задании тебе встретятся подобные предложения:

Объяснив причину взаимодействия элементов, химическая реакция была открыта учеными

Получается, что реакция была открыта и реакция объяснила причину взаимодействия. Так нельзя :)

Надо вот так!

Объяснив причину взаимодействия элементов, ученые открыли химическую реакцию

 

4. НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Подлежащее и сказуемое в паре создают предложение. Важно помнить, что эти члены предложения должны быть всегда связаны между собой. В большинстве случаев увидеть эту связь не составляет труда.

Род/число

Первая ошибка возникает, когда подлежащее и сказуемое в предложении не согласованы в роде или числе. Обычно эту ошибку легко увидеть, если подчеркнуть главные члены. Именно так, потому что в предложении они могут находиться очень далеко друг от друга.

Все, кто пришел на приуроченное к дню празднования победы над разного рода штуками мероприятия, получил в подарок что-то

"Все получил", а должно быть "все получилИ". Выделяем, замечаем — профит :)

Аббревиатуры

Это слова, собранные из заглавных букв словосочетаний. Например, МВД, ВМФ, ВДВ, МГУ и другие.

Необходимо запомнить: род у этих слов внутри словосочетания никуда не исчезает, и если МВД — это министерство, то оно всегда будет оставаться словом среднего рода. Поэтому

МВД прислало документ

Подлежащее со словами «много, столько, немало» и др.

С этими словами сказуемое принимает форму только единственного числа!

Столько сложностей на меня свалилось! Столько долгов накопилось!

Числительные, заканчивающиеся на «один»

Часто требуют единственного числа

Пятьдесят один дом построен в этом году

 

5. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Косвенная речь в 8 задании — это когда мы передаем чужие слова через сложноподчиненное предложение формата «он сказал, что». В ЕГЭ эта ошибка выглядит элементарно, но мы все равно разберем ее для полноты картины

Смешение прямой и косвенной речи

Прямая речь — это дословная передача чужой речи от лица говорящего:

Учитель сказал: «Принеси мне сочинение на проверку»

Косвенная же речь подразумевает передачу чужой речи через другого человека:

Учитель сказал, чтобы я принес ему сочинение на проверку

Как ты догадываешься, использовать можно только один вариант. Предложение типа

Учитель сказал, что «принеси мне сочинение на проверку»

это ошибка :)

Сложности с местоимениями 

Часто в справочниках и пояснениях к 8 заданию пишут, что в косвенной речи не должно быть местоимений 1 и 2 лица. Но это неправда. В косвенной речи не должно быть передачи информации от 1 и 2 лица. А это не то же самое, что простое использование местоимений. 

Сравни:

Коля сказал: «Друг, приходи завтра в 9 часов вечера!»
Коля сказал, что я должен прийти в 9 часов вечера

Местоимение 1 лица я без проблем вписывается в косвенную речь (если другом называют меня), потому что не относится к Коле — говорящему. И здесь нет ошибки.

А теперь тут:

Коля сказал: «Завтра я приду на работу к 10 утра!»
Коля сказал, что завтра я приду на работу к 10 утра

В таком формате предложение ошибочно. Но !еще раз! не потому, что здесь личное местоимение использовано, а потому, что я и Коля — один и тот же человек. И в косвенной речи «я» можно использовать только по отношению к себе.

Мимикрирующая ошибка

В 8 задании есть такие ошибки, которые можно легко спутать друг с другом. Ошибка в косвенной речи — одна из них. Посмотри на эти предложения:

Коля спросил: «Ты придешь завтра вечером?»
Коля спросил, что приду ли я завтра вечером

Со вторым предложением явно что-то не так. «Я» относится к говорящему, ошибок в передаче чужой речи нет. Зато есть ошибка в употреблении сложного предложения. И вот с ними мы будем разбираться уже здесь.

 

6. ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложное предложение — это предложение с несколькими грамматическими основами. Когда мы говорим об этой ошибке, то чаще всего имеем в виду предложение сложноподчиненное. 

Части СПП не согласованы друг с другом

Придаточное имеет главное слово, оно должно с ним согласовываться.

Конный спорт — престижное хобби, в которые люди вкладывают большие деньги

Главное слово при придаточном здесь — хобби. Даже если мы не знаем его числа, то можем определить это прилагательному престижное — оно стоит в единственном числе. Поэтому и союзное слово который должно стоять в единственном числе.

Конный спорт — престижное хобби, в которое люди вкладывают большие деньги

Определительное придаточное слишком далеко

Так как определительное придаточное обозначает признак чего-либо, очень легко допустить ситуацию, когда в предложении появляется объект того же рода, который может перетянуть на себя одеяло

Я увидел девушку в шапке, которая была очень красивая

Не очень-то понятно, кто был красивый: девушка или шапка? Возникающая из-за этого двойственность – это ошибка. 

Больше способов образования придаточных 

Мы можем склепать придаточное при помощи союза, союзного слова или частицы ли

Я узнал, что (союз) завтра к нам в город приедет цирк
Я узнал, кто (союзное слово) завтра приедет к нам в город
А я все гадаю, приедет ли цирк к нам в город

Как ты догадываешься, использовать можно только один способ. Смешивать их нельзя

Как я узнаю, что все ли ты сделала уроки?

Это ошибка.

 

7. ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения — это слова, которые в предложении зависят от одного и того же слова, отвечают на один и тот же вопрос и обозначают по смыслу примерно одно и то же.

Здесь будет много разных видов ошибок

Однородные не согласованы с главным словом или между собой

Это самая простая ошибка, которую видно невооруженным глазом. Мы должны помнить, что все однородные должны быть согласованы как между собой, так и с главным словом. Если это правило не соблюдается, то в предложении есть ошибка.

Мы с мамой пришли в магазин за желтым или красным сарафанами

Здесь пострадало согласование определений со словом «сарафанами». Сарафаны — слово множественного числа. Красным и желтым — единственного. Так низя.

Однородные не согласованы с обобщающим словом

Ситуация примерно такая же, как в предыдущем пункте. Обобщающее слово должно находиться в той же самой форме, что и однородные при нем. Или наоборот. Не так важно.

Учительница была недовольна его главными чертами характера: вспыльчивость и неумение воспринимать критику

Как ты можешь заметить, обобщающее слово «чертами» здесь находится в творительном падеже. А однородные при нем — вспыльчивость и неумение — в именительном. Вот такого быть не должно.

Однородные — несоотносимые части речи или грамматические конструкции

Существует правило: в однородные можно объединять только одни и те же (либо очень близкие) части речи

Например, мы можем совместить причастие и прилагательное (все равно они отвечают на один и тот же вопрос). 

Пугающий, страшный замок стоит на вершине горы

Но не можем совмещать глагол и существительное

Я люблю плавание и вязать

Мы можем сделать однородными, например, два придаточных или два причастных оборота

Я читаю про замок, (который стоит на вершине горы) и (за которым внимательно следит весь мир)
Я читаю про замок, /стоящий на вершине горы/ и /приковывающий внимание всего мира/

Но не можем объединять причастный оборот и придаточное

Я смотрю на замок, /стоящий на вершине горы/ и (за которым внимательно следит весь мир)

Каждый из однородных сказуемых согласуется с зависимым словом

В ЕГЭ предложения с этой ошибкой будут выглядеть как-то так:

Мне хотелось узнать, как правильно формировать и следить за группами

Когда у первого из однородных сказуемых нет своего зависимого слова, оно жадничает и пытается отобрать у второго его зависимое слово. Вот только состыковаться оно с ним не сможет, потому что формировать ЗА группами нельзя.

Исправить эту ошибку можно, дав каждому из сказуемых свое зависимое слово

Мне хотелось узнать, как правильно формировать группы и следить за ними

Так никто из них не останется обделенным :)

Ошибки в использовании двойных союзов

У двойных союзов есть такой прикол: мы можем ставить однородные ТОЛЬКО вплотную к их частям.

Возьмем, например, союз «не только… но и» и попробуем придумать с ним какое-то предложение

На концерт пришли не только бабушки, но и …

Как хочется продолжить предложение? Сказать что-то типа «дедушки» или «девушки», ну, то есть продолжить однородный с «бабушки» ряд

А на ЕГЭ эта ошибка будет выглядеть так:

На концерт не только пришли бабушки, но и дедушки

Получается — «не только пришли, но и дедушки». Вот в этом и ошибка :)

 

8. НЕВЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

Предложный падеж vs Дательный падеж

С предлогом «по» работает следующая схема. Если мы можем заменить его на сочетание со словом «после», то существительные мы должны ставить в предложный падеж, каким бы это словом ни было.

По прилете в город мы отправились в кафе (после прилета)
По приходе врач снял обувь (после прихода)

Производные предлоги

Запоминаем наизусть!

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор, наперерез, подобно требуют дательного падежа

Предлоги в течение, в продолжение, в меру, в силу, наподобие требуют родительного падежа

 

9. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Чтобы разобраться с видовременной соотнесенностью, мы должны вспомнить про 3 важных штуки:

Момент речи

Момент речи — это точка на отрезке времени, в которой прямо сейчас мы произносим слова. Относительного этого момента мы делим время на прошедшее, настоящее и будущее.

Если в один и тот же момент речи мы говорим о двух действиях, которые относительного этого момента имеют разное время, то такое предложение будет ошибочным.

Представим ситуацию: ты сидишь на стуле и жуешь яблоко, но внезапно чувствуешь горький вкус. Если в этот момент ты начинаешь говорить, то ты скажешь: 

Я жую яблоко

Получается, что предложение «я жую яблоко» соотносится с моментом, когда ты еще не чувствуешь горечи. Если ты выплевываешь яблоко, то ты говоришь: 

Я выплюнул(а) яблоко

Получается, что предложение «я выплюнул(а) яблоко» соотносится с моментом, когда ты его выплевываешь. Мы не можем объединить эти два момента речи в один. Поэтому предложение

Я жую яблоко и выплюнул(а) его

будет ошибочным!

Вид глагола

Бывает совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ). Вид обозначает завершенность действия во времени. Глаголы СВ обозначают действие, которое уже завершилось (даже если они будущего времени). А глаголы НСВ — действие, что находится в процессе выполнения.

Глаговы СВ отвечают на вопрос что сделать?

Глаголы НСВ — на вопрос что делать?

Иногда глаголы в предложении обозначают действия, которые не могут быть «разновидовыми». Например, нельзя одновременно «читать» и «поплакать»

Я читаю и поплачу

Это как? Вот если было было

Я читаю и плачу

это ок)

Статьи — круто, но для сотки этого недостаточно. Жми сюда, чтобы узнать о самых эффективных курсах подготовки к ЕГЭ по русскому 💛