- Умный справочник
- Русский язык
- Сочинение. Структура сочинения ЕГЭ
Сочинение. Структура сочинения ЕГЭ
Структура сочинения ЕГЭ
Настало время обсудить, из чего состоит каждое твое сочинение. Помни, что у сочинения структура ВСЕГДА ОДИНАКОВАЯ. Запомнишь (и поймешь) её 1 раз = научишься писать сочинения на всю жизнь.
Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 90+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) 💛
Хорошо изученная структура (структура, не клише!) — 70% успеха на экзамене.

ВСТУПЛЕНИЕ
Открою тайну: вступление в сочинении ЕГЭ необязательно. Да, ты можешь его пропустить, сразу начав с авторской позиции. Баллы тебе за это никто не снимет. Почему?
Во-первых, отсутствие введения никак не влияет на логику повествования. Роль введения просто берет на себя позиция автора. Во-вторых, нигде в критериях оценивания сочинения не сказано, что введение вообще должно быть.
Зачем каждый раз выдумывать какое-то введение (вопросы задавать, воду лить), если можно… Этого не делать? :)
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Как мы уже поняли, нам не требуются никакие лирические отступления и философские размышления. Просто начнем с проблемы. Будем дерзкими и резкими. Проверяющие уважают смелость.
Начать можно, например, так:
«Вредны ли социальные сети?» — этой проблеме посвящен текст А. С. Пушкина .
Вредны ли социальные сети? Именно на этот вопрос ищет ответ А. С. Пушкин в предложенном для анализа тексте.
А затем перейти к позиции автора.
Позиция автора — это отношение автора к исходной проблеме.
Обрати внимание! Так как проблема сформулирована в виде вопроса, позиция автора — это четкий ответ на поставленный вопрос.
По мнению писателя, социальные сети очень вредны.
Да, авторская позиция может быть НАСТОЛЬКО короткой. Законом это не запрещено :)
Если кто-то говорит тебе, что авторская позиция должна быть больше или что ее нужно как-то дополнительно пояснять, то это не так. Суть авторской позиции — показать (пусть даже в трех словах), что думает автор. Если ты сделал(а) это коротко, но правильно, экспертам не будет дела до объема.
Важно! Позиция автора в твоем сочинении может стоять как ДО комментария, так и ПОСЛЕ него. За положение АП в сочинении баллы тебе не снимут. На мой взгляд, логичнее писать авторскую позицию до комментария, в самом начале сочинения, но эти варианты равнозначны. Можешь выбрать тот, что удобнее. Или тот, что больше нравится. Или тот, что больше подходит твоему знаку зодиака, хех.

КОММЕНТАРИЙ
Комментарий — самый большой и сложный компонент сочинения, который состоит из трех частей: двух примеров и смысловой связи. Все они пишутся на основе текста, который тебе дали на ЕГЭ. Давай разбираться.
1) ПРИМЕРЫ
Каждый пример состоит из двух частей: ссылки на текст и пояснения.
Ссылка на текст — это просто краткое описание какого-то отрывка из текста. Она должна быть связана с проблемой, это очень важно.
Допустим, у тебя текст, в котором рассказывается про Ютуб. Проблема сформулирована так: «Вредны ли социальные сети?». А в тексте мальчик, который слишком долго смотрел Shorts на Ютубе, проехал свою остановку и нечаянно уехал в другой город. В сочинении тебе нужно кратко пересказать этот кусок текста. Тогда ты покажешь, где в тексте автор поднимает проблему вреда социальных сетей.
Теперь очередь пояснения. Оно идет сразу за ссылкой на текст. Оно показывает, что именно автор хотел сказать тем отрывком, что мы только что кратко пересказали.
Выглядеть все вместе будет как-то так:
Ссылка на текст: Задумываясь о проблеме вреда социальных сетей, писатель показывает нам, как мальчик, который слишком долго смотрел клипы, нечаянно уехал в другой город.
Пояснение: Писатель показывает нам, что соцсети делают человека невнимательным, что может привести к не очень приятным последствиям.
Не забудь, что примеров в сочинении должно быть два! Тебе ведь нужно доказать, что в тексте действительно есть указанная проблема. А если она есть, то автор обращается к ней хотя бы два раза.
2) СМЫСЛОВАЯ СВЯЗКА
Тут нужно показать, как между собой связаны примеры. Очень часто связь примеров путают с авторской позицией. Связь — это новая информация, которую мы получаем, разобрав два примера, соотнеся их.
Допустим, в первом примере мы показываем, как из-за Ютуба мальчик уехал в другой город. Во втором примере рассказываем, что девочка из-за игр в ВК опоздала на ЕГЭ и плохо его сдала. В смысловой связке мы напишем вот что:
Примеры можно назвать аналогичными. Они показывают нам, как социальные сети отвлекают людей от по-настоящему важных вещей, заставляя тратить время на абсолютно бесполезные вещи.
ТВОЯ ПОЗИЦИЯ
Здесь нужно сделать две вещи. Первое — выразить отношение к позиции автора (я согласен/я не согласен). Второе — отразить уже свою позицию.
Например:
Я не согласен с позицией автора. Как мне кажется, социальные сети могут приносить как вред, так и пользу, главное — подходить к их использованию ответственно.

Сюрприз: с автором можно не соглашаться. Но не советую это делать: гораздо проще согласиться с позицией писателя и «плыть по течению».
АРГУМЕНТ
Теперь нам нужно ответить на вопрос «почему?». Почему я считаю, что социальные сети могут приносить пользу? Здесь начинается доказательство твоей позиции. Доказать свою позицию можно литературными аргументами, аргументами из кино, цитатами, примерами из жизни и так далее. Можешь выбрать тот способ подтвердить свои слова, который тебе понравится. Но помни, что проверяющие будут ждать от тебя нечто конкретное, а не общие рассуждения!
ВЫВОД
Открою секрет: вывод может быть одинаковым ВО ВСЕХ СОЧИНЕНИЯХ. К выводу нет никаких требований от ФИПИ, поэтому он может быть любым. Например, таким:
«Подводя итог, я хочу отметить, что благодарен автору этого текста, так как он помог мне задуматься о по-настоящему важной проблеме»
Про сочинение можно рассказать еще КУЧУ всего, но… К сожалению, в «Умном справочнике» я не могу открыть тебе все-все секреты и научить тебя писать идеальное сочинение (для этого нужна и теория, и практика). К счастью, всё это есть на Годовом курсе! Там мы будем много практиковаться и учиться как можно чаще отступать от скучных шаблонов :)
