- Умный справочник
- Обществознание
- 4.10 Избирательная система. Типы избирательных систем мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации
4.10 Избирательная система. Типы избирательных систем мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации
Избирательная система - это механизм, с помощью которого население страны формирует органы публичной власти.
Избирательная система может быть различной.
Мажоритарная система подразумевает выбор кандидата, получившего большинство голосов в одном округе. В такой системе победитель забирает все – он получает мандат и представляет свой округ в парламенте или другом органе публичной власти.
Преимущества | Недостатки |
позволяет избирателям познакомиться с личностью кандидата и его программой | может приводить к неравному представительству различных политических сил, особенно в случае неравномерного распределения населения по избирательным округам |
позволяет получить представительство как кандидатам от небольших партий, так и беспартийным кандидатам | может ограничивать политическую конкуренцию и уменьшать шансы менее популярных политических сил на представительство в парламенте |
Мажоритарная избирательная система может быть представлена тремя вариациями:
- абсолютного большинства – кандидат для победы на выборах должен набрать 50% + 1 голос. Если в первом туре ни один из кандидатов не надрал должного количества голосов, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре;
- относительного большинства – кандидат для победы должен получить простое большинство голосов в сравнении с другими. В данном случае, чтобы выборы являлись состоявшимися, достаточно одного тура;
- квалифицированного большинства – кандидат должен установленное количество голосов (2/3 или 3/4 и пр.).
В России мажоритарная избирательная система абсолютного большинства применяется на выборах Президента Российской Федерации.
Пропорциональная система предусматривает распределение мандатов в парламенте пропорционально количеству голосов, полученных политической партией. Таким образом, партии, набравшие больше голосов, получат больше мандатов и будут иметь большее представительство в законодательном органе.
Преимущества | Недостатки |
возможность представления широкого круга политических взглядов и интересов в законодательном органе | внутрипартийная борьба за места в списке кандидатов может привести к конфликтам и расколам в политических партиях |
партии, схожие по политической идеологии и программе, могут объединяться в коалиции или блоки, чтобы получить больше мест в парламенте. Это способствует политической стабильности | может привести к фрагментации политической системы и затруднить формирование стабильного правительства, так как при распаде коалиции правительство вынуждено уйти в отставку |
Пропорциональная избирательная система применялась на выборах в Государственную Думу с 2007 года по 2011 год при заградительном барьере 5%. Т. е. партии, не набравшие 5% голосов, не допускались к распределению мест в парламенте страны.
Смешанная система объединяет черты обеих систем. Здесь определенное количество мандатов распределяется по мажоритарному принципу, а оставшиеся мандаты – по пропорциональному. Такая система обычно применяется для достижения баланса между преимуществами обеих систем, позволяя гарантировать представительство различных интересов и одновременно учитывать мнение отдельных округов.
В Российской Федерации смешанная избирательная система применяется в настоящий момент при формировании нижней палаты парламента – Государственной Думы. 225 мест распределяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной.
Компоненты избирательной системы
Основными компонентами избирательной системы являются избирательное право и избирательный процесс.
Избирательное право мы можем трактовать в нескольких значениях – в широком и узком смыслах. В широком смысле избирательное право – это совокупность юридически установленных норм, регулирующих порядок проведения выборов.
Основным документом, который определяет принципы и порядок осуществления избирательного права в России, является Конституция Российской Федерации. В ней закреплены основные принципы избирательного права, включая свободу волеизъявления и тайну голосования, равенство избирателей перед законом, их право на участие в управлении делами государства и др.
Кроме того, существуют федеральные законы, которые регулируют выборы и референдумы в России. Они определяют порядок формирования избирательных комиссий, регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и т.д. К таковым мы можем отнести:
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
- законы субъектов РФ и т.д.
В узком смысле избирательное право относится к праву граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Всеобщность избирательного права
Все граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в выборах и выражать свою волю через голосование. - Отсутствие административного, экономического и политического давления
Граждане имеют возможность свободно выражать свою политическую волю и выбирать кандидатов без каких-либо ограничений или принуждения. - Равенство голосов граждан
Независимо от социального статуса, пола, возраста, национальности и других факторов, каждый гражданин имеет право на один голос при выборах. - Тайное голосование
Каждый избиратель имеет право голосовать, не раскрывая своего выбора перед другими. Такой принцип обеспечивает свободу и независимость выражения воли граждан без возможного воздействия со стороны других лиц или групп. - Наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов
В избирательном процессе представлены различные политические партии, группы и мнения граждан. Разнообразие политических альтернатив способствует свободе выбора и предоставляет избирателям возможность выбирать оптимальные варианты для себя. - Гласность проведения выборов
Все граждане имеют право на доступ к информации о выборах, включая информацию о кандидатах, программах, правилах и процедурах проведения выборов. - Правдивое информирование избирателей
Все информационные материалы, связанные с выборами, должны быть достоверными и неискаженными. Кандидаты не могут использовать ложную информацию для получения преимущества перед другими участниками выборов.
Ценз гражданства
Ценз гражданства является основным требованием для участия в выборах в РФ. Для участия в выборах в качестве избирателя, лицо должно быть гражданином России по праву рождения или натурализации. Это обеспечивает, что только граждане страны имеют возможность принимать активное участие в политической жизни и формировании власти.
Для пассивного избирательного права ценз гражданства также важен.
Например, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ, лицо должно обладать только гражданством Российской Федерации, при этом важно, чтобы кандидат не имел ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Для занятия иных должностей в системе органов государственной власти (депутат Государственной Думы, сенатор Совета Федерации, глава субъекта России) также выдвигается требование об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство.
Возрастной ценз
Возрастной ценз определяет возраст, с которого граждане могут участвовать в выборах. В России граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право голосовать. Это ограничение устанавливается с целью предоставить возможность участия в выборах взрослым и самостоятельным людям.
Пассивное избирательное право устанавливает следующие возрастные ограничения:
- не более 21 года – для участия в выборах в законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
- 21 год – для выдвижения кандидатуры для участия в выборах в Государственную Думу,
- 30 лет – для участия в выборах на должность главы субъекта или сенатора Российской Федерации,
- 35 лет – для выдвижения кандидатуры при участии в выборах на занятие должности Президент Российской Федерации.
Ценз оседлости
Ценз оседлости предусматривает, что гражданин, желающий быть избранным, должен постоянно проживать на территории России или ее субъекта. Это требование создано для того, чтобы гарантировать, что кандидаты имеют реальные связи с местом проведения выборов. Например, для выдвижения кандидатуры на пост Президента РФ необходимо постоянное проживание на территории РФ не менее 25 лет. Требование о постоянном проживании также применяется на выборах главы субъекта Российской Федерации и сенаторах Российской Федерации, являющихся представителями субъектов России.
Также важно отметить, что поправки, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г., установили запрет для лиц, осуществляющих властно-публичные полномочия в системе органов государственной власти открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Избирательный процесс - это процедура проведения выборов, которая включает в себя различные этапы, начиная от регистрации избирателей и заканчивая подсчетом голосов.
Стадии избирательного процесса включают несколько этапов, которые осуществляются для проведения свободных и справедливых выборов. Вот основные стадии избирательного процесса:
- Назначение выборов
Выборы назначаются органами государственной власти или местного самоуправления. Так, выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы в Государственную Думу - Президентом Российской Федерации. На уровне субъект или муниципального образования выборы в представительный орган назначаются главой субъекта или муниципального образования, а выборы главы субъекта или муниципального образования – представительным органом власти. - Составление списков избирателей
Списки избирателей составляются на основе данных о регистрации граждан, достигших избирательного возраста. В списки включаются граждане, имеющие право голосовать на выборах. Образование избирательных округов и избирательных участков Избирательные округа и участки образуются для проведения выборов в соответствии с законодательством. Округа и участки формируются таким образом, чтобы на каждом участке было примерно одинаковое число избирателей.
Создание избирательных комиссий
Избирательные комиссии создаются для организации и проведения выборов на уровне округа или участка. Комиссии состоят из представителей различных политических партий и общественных организаций. - Выдвижение кандидатов и их регистрация
Кандидаты выдвигаются на выборы политическими партиями, общественными организациями или независимо. Для участия в выборах кандидаты должны зарегистрироваться в избирательной комиссии. - Предвыборная агитация
Предвыборная агитация проводится для привлечения избирателей к определенному кандидату или партии. Агитация может быть проведена через СМИ, митинги, дебаты и другие формы. - Голосование
Голосование проводится в день выборов на избирательных участках. Избиратели приходят на участок, где им выдается бюллетень с перечнем кандидатов. Избиратели отмечают свой выбор и сдают бюллетень в урну. - Подсчет голосов и объявление результатов
После окончания голосования происходит подсчет голосов. Результаты выборов объявляются и записываются в протоколе. - Разрешение споров
В случае возникновения споров или жалоб на соблюдение избирательного процесса, они рассматриваются в суде или соответствующем органе.
Вышеуказанные стадии избирательного процесса помогают обеспечить демократические и справедливые выборы, позволяющие избирателям свободно выражать свою волю и участвовать в политической жизни страны.