banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 4.5 Федеративное устройство Российской Федерации
Раздел: Политическая сфера

4.5 Федеративное устройство Российской Федерации

Статья
Не изучено

Россия – федеративное государство, которое включает республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа – равноправные субъекты Российской Федерации. Каждый субъект имеет свою конституцию или устав, а также законодательство, что гарантирует им определенную степень автономии.

Федеративный характер российской государственности раскрывает ст. 5 Конституции РФ, указывая на принципы организации устройства России.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

  • Государственная целостность
    Российская Федерация является единым государством, состоящим из различных субъектов, которые имеют равные права и обязанности. При этом каждый субъект сохраняет свою самостоятельность и право на развитие в соответствии с особенностями своей территории, культуры и экономики.
  • Единство системы государственной власти
    В Российской Федерации существует единая система государственной власти, которая обеспечивает реализацию законодательства и политики на всей территории страны. При этом каждый субъект также имеет органы государственной власти, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами РФ.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    Некоторые вопросы, такие как оборона, внешняя политика и федеральные законы, регулируются на федеральном уровне, в то время как другие, например, образование, здравоохранение и культура, относятся к компетенции региональных органов власти.
  • Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации
    Народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на свободу политического, культурного и языкового развития, а также на самоопределение в пределах конституционного строя и законодательства Российской Федерации.
  • Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
    Все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права и полномочия перед федеральными органами власти. Каждый субъект вправе самостоятельно принимать решения в рамках своих компетенций и участвовать в принятии федеральных решений на равноправной основе.

Особое значение в федеративном устройстве РФ имеет вопрос о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к полномочиям Федерации отнесены вопросы, затрагивающие интересы всей страны в целом:

  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации;
  • оборона и безопасность;
  • организация публичной власти;
  • судоустройство и прокуратура;
  • принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • установление правовых основ единого рынка;
  • федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • федеральный бюджет; федеральная государственная собственность и управление ею.

Например, судоустройства в Российской Федерации находится в исключительной компетенции Российской Федерации. 8 декабря 2020 года вступил в законную силу федеральный конституционный закон N 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», в соответствии с которым в срок до 1 января 2023 г. были упразднены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

К совместным полномочиям России и субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относятся:

  • выполнение международных договоров Российской Федерации;
  • режим пограничных зон;
  • адвокатура и нотариат;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Например, внешнеполитические отношения относятся к исключительной прерогативе Российской Федерации. Так, 13 июня 2023 года Президентом России В.В. Путиным был подписан закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «дальневосточному» маршруту». Выполнение международного соглашения позволит не только обеспечить финансирование бюджета Российской Федерации в виде налогов и сборов, но и поспособствует привлечению инвестиций в дальневосточные регионы, которые будут направлены на развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест.

Кроме того, Конституция РФ определяет ст. 73, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, вне пределов ведения Федерации и ее совместных полномочий с субъектами. Исходя из сложившейся практики к таковым мы можем отнести:

  • принятие и изменение Конституции (Устава) субъекта и иных законов,
  • установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование,
  • административно-территориальное устройство субъекта,
  • принятие и исполнение бюджета субъекта,
  • управление государственной собственностью субъекта,
  • обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Например, принятие и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации находится в его исключительном ведении. Так, 19 декабря 2023 года Законодательным Собранием Нижегородской области был принят бюджет области, в котором основными направлениями расходов обозначены финансирование развития образования, социальное обеспечение, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и улучшение жилищных условий для многодетных семей.

Подобное разграничение полномочий позволяет обеспечить эффективное управление на разных уровнях власти и решение вопросов, связанных с интересами различных регионов страны.