- Умный справочник
- Обществознание
- 4.5 Федеративное устройство Российской Федерации
4.5 Федеративное устройство Российской Федерации
Россия – федеративное государство, которое включает республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа – равноправные субъекты Российской Федерации. Каждый субъект имеет свою конституцию или устав, а также законодательство, что гарантирует им определенную степень автономии.
Федеративный характер российской государственности раскрывает ст. 5 Конституции РФ, указывая на принципы организации устройства России.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации
- Государственная целостность
Российская Федерация является единым государством, состоящим из различных субъектов, которые имеют равные права и обязанности. При этом каждый субъект сохраняет свою самостоятельность и право на развитие в соответствии с особенностями своей территории, культуры и экономики. - Единство системы государственной власти
В Российской Федерации существует единая система государственной власти, которая обеспечивает реализацию законодательства и политики на всей территории страны. При этом каждый субъект также имеет органы государственной власти, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами РФ. - Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Некоторые вопросы, такие как оборона, внешняя политика и федеральные законы, регулируются на федеральном уровне, в то время как другие, например, образование, здравоохранение и культура, относятся к компетенции региональных органов власти. - Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации
Народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на свободу политического, культурного и языкового развития, а также на самоопределение в пределах конституционного строя и законодательства Российской Федерации. - Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
Все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права и полномочия перед федеральными органами власти. Каждый субъект вправе самостоятельно принимать решения в рамках своих компетенций и участвовать в принятии федеральных решений на равноправной основе.
Особое значение в федеративном устройстве РФ имеет вопрос о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к полномочиям Федерации отнесены вопросы, затрагивающие интересы всей страны в целом:
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации;
- оборона и безопасность;
- организация публичной власти;
- судоустройство и прокуратура;
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- установление правовых основ единого рынка;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- федеральный бюджет; федеральная государственная собственность и управление ею.
Например, судоустройства в Российской Федерации находится в исключительной компетенции Российской Федерации. 8 декабря 2020 года вступил в законную силу федеральный конституционный закон N 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы», в соответствии с которым в срок до 1 января 2023 г. были упразднены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
К совместным полномочиям России и субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относятся:
- выполнение международных договоров Российской Федерации;
- режим пограничных зон;
- адвокатура и нотариат;
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- разграничение государственной собственности;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Например, внешнеполитические отношения относятся к исключительной прерогативе Российской Федерации. Так, 13 июня 2023 года Президентом России В.В. Путиным был подписан закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «дальневосточному» маршруту». Выполнение международного соглашения позволит не только обеспечить финансирование бюджета Российской Федерации в виде налогов и сборов, но и поспособствует привлечению инвестиций в дальневосточные регионы, которые будут направлены на развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест.
Кроме того, Конституция РФ определяет ст. 73, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти, вне пределов ведения Федерации и ее совместных полномочий с субъектами. Исходя из сложившейся практики к таковым мы можем отнести:
- принятие и изменение Конституции (Устава) субъекта и иных законов,
- установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование,
- административно-территориальное устройство субъекта,
- принятие и исполнение бюджета субъекта,
- управление государственной собственностью субъекта,
- обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
Например, принятие и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации находится в его исключительном ведении. Так, 19 декабря 2023 года Законодательным Собранием Нижегородской области был принят бюджет области, в котором основными направлениями расходов обозначены финансирование развития образования, социальное обеспечение, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и улучшение жилищных условий для многодетных семей.
Подобное разграничение полномочий позволяет обеспечить эффективное управление на разных уровнях власти и решение вопросов, связанных с интересами различных регионов страны.