banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 4.2 Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе
Раздел: Политическая сфера

4.2 Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе

Статья
Не изучено

Политическая система общества и ее функции

Политическая система общества - это сложная разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Какие факторы оказывают влияние на формирование и изменение политической системы?

Во-первых, одним из ключевых факторов является историческое прошлое. Как правило, политическая система страны формируется на основе исторического пути и соответствующих ему политических традиций. Так, политическая система России отличается от системы США во многом из-за их различий в том пути, который был пройден каждой из стран. Например, в США в 1787 году была принята Конституция, закрепившая гражданские права и свободы человека и гражданина, в том числе – право избирать и быть избранным, а Россия в тоже время являлась абсолютной монархией. Ограничение самодержавия в России относится лишь ко времени первой революции – 1905 – 1907 гг. Вместе с тем, лишь в 1965 году афроамериканцы получили избирательные права в соответствии с Законом об избирательных правах, а в России все граждане вне зависимости от расовой, национальной или имущественной принадлежности получили их еще в далеком 1917 году.

Вторым важным фактором являются социально-экономические условия. Экономическая структура и уровень развития государства могут оказывать существенное влияние на политическую систему. Например, в странах с высоким уровнем экономического развития может быть развита демократическая система, в то время как в странах с низким уровнем развития политическая система может быть авторитарной или тоталитарной.

Третий фактор – этническая и религиозная идентичность. Разнообразие национальностей, этнических групп и религиозных сообществ может оказывать влияние на политическую систему государства. Ведь различные группы стремятся к защите своих интересов и нахождению своего представительства в политической системе. Так, вооруженное противостояние в Северной Ирландии было прекращено лишь в 1998 г. путем подписания Белфастского соглашения, в соответствии с ним органы публичной власти Северной Ирландии были наделены широкими правами на автономию.

Функции политической системы
  • Целеполагание
    Целеполагание является одной из ключевых функций политической системы. Она заключается в постановке высоких общественных целей и разработке стратегий и планов для их достижения. Политическая система определяет приоритеты и направления деятельности государства и общества в целом.
  • Нормотворчество
    Политическая система создает законы и нормативные акты, которые определяют права и обязанности граждан, регулируют экономические и социальные отношения, а также обеспечивают защиту прав и свобод каждого человека.
  • Интеграция
    Политические институты и организации создают условия для мирного сосуществования различных групп путем объединения различных общностей и интересов внутри государства.
  • Мобилизация
    Политические партии, государственные органы и другие структуры мотивируют граждан принимать участие в политической жизни, выполнять свои обязанности и активно принимать решения. Тем самым, они мобилизуют ресурсы и силы общества для достижения целей, поставленных перед обществом и государством.
  • Политическая социализация
    Политическая социализация является важным элементом политической системы, который обеспечивает формирование и развитие политической культуры граждан. Через политическую социализацию люди усваивают ценности, нормы и знания, необходимые для эффективного участия в политической жизни.
  • Внешнеполитическая функция
    Реализация внешнеполитической функции включает в себя защиту интересов государства, установление дипломатических контактов, заключение международных договоров и участие в международных организациях.

Компоненты (структурные элементы) общества

Политическая система общества включает в себя ряд компонентов.

Институциональный компонент представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих реализацию политической системы возложенных на нее задач. Он включает государство и его органы публичной власти, политические партии и движения, СМИ и т.д.

Функциональный компонент отражает совокупность средств и методов достижения политическими институтами своих задач. Т.е., как политические институты достигают целей своей деятельности. Например, в государствах с демократическим политическим режимом публичные институты будут стремиться к достижению поставленных перед обществом целей с опорой на согласие; в недемократическом – с опорой на институты физического насилия (полицию, армию и т.д.).

Нормативный (регулятивный) компонент представлен системой норм, правил и законов, которые регулируют политическое поведение членов общества. Он включает в себя конституцию, законы, подзаконные акты, нормы морали и т.д. Нормативный компонент играет важную роль в обеспечении стабильности и предсказуемости в обществе, а также защите прав и свобод граждан.

Коммуникативный компонент включает совокупность отношений, возникающих между политическими институтами в процессе их деятельности. Также к данному компоненту мы можем отнести отношения между различными политическими системами на межгосударственном уровне.

Культурно-идеологический компонент отражает ценности, убеждения и идеологические принципы, которые формируют культуру и идеологию в обществе. Он относится к духовному измерению институциональной системы и может определять нормы и ценности, которые руководят деятельностью институтов.

Эти компоненты взаимодействуют и влияют друг на друга, формируя политическую систему общества. Более глубокое понимание каждого из этих компонентов поможет разобраться в сложной системе общественных отношений и институтов.

Типы политических систем

Существует несколько типов политических систем.

По характеру взаимоотношений с внешней средой могут быть разделены на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы характеризуются тенденцией к изоляции и ограничению контактов с внешним миром. В таких системах государство стремится контролировать различные аспекты жизни граждан, ограничивая их взаимодействие и консолидацию. Одной из форм закрытой политической системы является авторитарный режим, где власть концентрируется в руках небольшой элиты и население имеет ограниченные политические права.

С другой стороны, открытые политические системы характеризуются большей степенью свободы и открытости в отношениях с внешней средой. В таких системах государство обычно стремится к взаимодействию с другими странами, активно участвует в международных отношениях, развивает торговлю и культурные связи. Демократия является одной из форм открытой политической системы, где власть демократически выбирается и базируется на гражданских свободах и правах.

Наибольшее распространение получила классификация политических система по политическому режиму.

Демократические политические системы отличаются от других типов, таких как тоталитарные и авторитарные, тем, что они обеспечивают народу участие в принятии политических решений и гарантируют права и свободы граждан. В демократических государствах власть принадлежит народу, который через свободные выборы формирует органы публичной власти в стране.

Тоталитарные политические системы характеризуются полным контролем государства над жизнью граждан, запретом на свободу слова и выражения мнений, репрессиями и отсутствием гражданских свобод. В таких системах одна партия или лидер полностью контролируют государственные институты и информационные ресурсы, и нет никакой возможности для оппозиции являться действенной.

Авторитарные политические системы отличаются от тоталитарных тем, что они не контролируют все сферы жизни граждан. В таких системах власть принадлежит небольшой группе людей или одному лидеру, который имеет широкие полномочия, но существует некоторая степень ограничения власти.

Стоит отметить, что эти типы политических систем не являются четкими и абсолютными категориями, и в разных странах может существовать различная гибридная форма политического режима. Также важно учитывать, что политический режим может изменяться в течение времени, и ни одна система не является статичной или неизменной.

Политическая система Российской Федерации на современном этапе

В 1991 году распался СССР и каждое из государств союза начало свой путь развития. Российская Федерация, определяя направления развития государственности, зафиксировала в Конституции страны положения о демократическом правовом характере страны, в которой власть разделена на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он избирается на выборах на шесть лет и имеет значительные полномочия по управлению страной. Он назначает Правительство, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Правительство Российской Федерации представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти. Оно возглавляется Премьер-министром, который назначается Президентом по согласованию с обеими палатами Федерального Собрания. Правительство занимается управлением экономикой, социальными вопросами, обороной и другими сферами деятельности государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом власти. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Главная задача парламента – принятие законов, утверждение бюджета и осуществление контроля за его исполнением.

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим органом конституционного контроля, то есть проверки соответствия законов Конституции. Конституционный Суд принимает решения по конституционным жалобам граждан и организаций, а также осуществляет иные функции в соответствии с законом.

Современная политическая система Российской Федерации сопровождается некоторыми вызовами и проблемами, среди которых централизация власти и значительное сосредоточение управления в институте главы государства. Однако существующий политический механизм постепенно совершенствуется и стремится к улучшению положения страны и ее граждан.