- Умный справочник
- Обществознание
- 2.14 Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг
2.14 Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг
Государственный бюджет
Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов государства за определенный периоде времени, обычно на год.
Важнейшие части государственного бюджета – это его доходная и расходная части.
Доходная часть государственного бюджета включает все источники поступления денежных средств в государственную казну. Основными источниками доходов государственного бюджета могут быть:
- налоги, сборы и пошлины;
- доходы от использования и продажи государственной собственности;
- заёмные средства и другие финансовые операции.
Расходная часть государственного бюджета определяет все затраты, которые совершает государство на осуществление своих функций. Расходы государственного бюджета могут быть направлены на такие области, как:
- образование;
- здравоохранение;
- оборона;
- социальная защита;
- культура;
- наука и другие.
Соотношение доходной и расходной части и определяет параметры бюджетной политики. Она может носить сбалансированный, профицитный и дефицитный характер.
Сбалансированный бюджет |
расходы государства равны его доходам |
Профицитный бюджет |
доходы государства превышают его расходы |
Дефицитный бюджет |
расходы превышают доходы государства |
Разберем ситуацию на конкретном примере: планируемая доходная часть государственного бюджета РФ в 2024 г. составит 35,06 трлн руб., расходная – 36, 66 трлн руб. Так как расходная часть превышают доходную на 1,6 трлн руб., то бюджет является дефицитным.
Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут стать средства, полученные в пределах страны (внутренние источники), так и с помощью привлечения кредитов иностранных правительств и международных организаций (внешние источники).
К внутренним источникам мы можем отнести:
- продажу ценных бумаг, например – ОФЗ;
- использование средств Банка России;
- бюджетные ссуды.
К внешним источникам относятся:
- продажа ценных бумаг, например – евробондов;
- кредиты иностранных правительств;
- кредиты международных финансовых организаций.
Зачем же нужно составлять бюджет? В чем его функции?
Во-первых, это определение параметров экономической политики правительства. Государственный бюджет может использоваться для стимулирования или ограничения экономической активности. Например, государство может предоставлять субсидии для развития определенных отраслей экономики или устанавливать налоговые ставки для регулирования потребления. Во-вторых, государственный бюджет информирует участников экономической деятельности о намерениях и направлениях трат, что позволяет предпринимателям подстроиться под изменяющийся спрос с целью получения прибыли от выполнения государственных заказов. Также бюджет позволяет организациям гражданского общества осуществлять контроль за деятельностью правительства, что повышает прозрачность органов публичной власти и уменьшает коррупцию.
Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
К структурным элементам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Формирование бюджета начинается с составления проекта федерального бюджета Правительством РФ на очередной финансовый год. На этом этапе проводится анализ социально-экономического развития страны, определение приоритетных областей финансирования и прогнозирование доходов и расходов на текущий и ближайший плановый период.
Затем проект федерального бюджета направляется на рассмотрение Федеральному Собранию Российской Федерации. После обсуждения проекта бюджета происходит его окончательное принятие Государственной Думой и утверждение Советом Федерации. После принятия федерального бюджета он подписывается Президентом РФ и официально публикуется.
Исполнение бюджета осуществляется Правительством РФ на протяжении планового периода. Распределение средств между различными сферами и регионами осуществляется по установленной бюджетной классификации.
Конечный этап – подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. По окончании финансового года Правительство РФ подводит итоги исполнения бюджета и составляют отчет об использовании средств. Этот отчет рассматривается и утверждается палатами Федерального Собрания, после проверки органами государственного финансового контроля.
Государственный долг
Государственный долг – это совокупность всех задолженностей государства перед кредиторами.
Государственный долг может состоять из внутреннего и внешнего долга.
- Внутренний долг государства – обязательства, заключенные с внутренними кредиторами, такими как население, банки, пенсионные фонды и другие финансовые организации. Он обычно выплачивается в национальной валюте и может быть показателем экономической стабильности страны.
- Внешний долг государства – сумма денег, которую страна заемщик должна международным организациям, иностранным правительствам и личным инвесторам из-за получения займов. Он обычно выплачивается в иностранной валюте и может быть связан с различными условиями, такими как процентные ставки и сроки погашения.
Государственный долг имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Он может стимулировать экономический рост и развитие, так как государство может использовать заемные средства для инвестиций в образование, здравоохранение, инфраструктуру и другие сферы. Однако высокий уровень государственного долга может вызвать проблемы, такие как рост процентных платежей, снижение инвестиций, повышение инфляции и дефолт. Например, 17 августа 1998 года Российская Федерация не смогла исполнить свои обязательства по купонным выплатам ОФЗ (облигаций федерального займа). Курс рубля с 16 августа 1998 по 1 января 1999 упал с 6,8 рублей за доллар до 21 – 22 рублей за доллар. Дефолт 1998 года связан также с обесцениванием вкладов, разорением предприятий малого бизнеса и ростом безработицы.
На сегодняшний день государственный долг России является достаточно низким. Например, размер госдолга (внешнего и внутреннего) США к ВВП в 2023 г. составил 129 %, Евросоюза – 84 %, России – ок. 17 %.