banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 1.14 Образование в современном обществе. Непрерывность образования в информационном обществе. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы
Раздел: Человек и общество

1.14 Образование в современном обществе. Непрерывность образования в информационном обществе. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы

Статья
Не изучено

***

Образование в современном обществе

Образование – это процесс приобретения знаний, умений и навыков, который помогает человеку развиваться как личность, адаптироваться к обществу и достигать своих целей.

Социальная ценность образования в современном обществе проявляется в его функциях.

Функции образования:

  • Экономическая функция. Образование позволяет формировать не только общий кругозор, но и специализированные навыки, которые требуются на рынке труда.
  • Социальная функция. Процесс образования включает в себя передачу ценностей общества, развитие социальных навыков, способность к критическому мышлению и принятию обоснованных решений.
  • Культурная функция. Образование направлено на сохранение и развитие национальной и мировой культуры. Знакомство с историей, литературой и искусством помогает формировать уважение и понимание к различным культурам и традициям, способствуя культурному разнообразию и взаимопониманию.

Направления (тенденции) развития образования в современном мире

В традиционном обществе передача знаний от одного поколения к другому осуществлялась в кругу семьи. Однако, подобный подход имел свои недостатки. Например, набеги монгольских войск на русские земли привели к утрате многих ремесел в виду разрыва поколений. Становление современной системы образования связано с промышленным переворотом, благодаря которому начальное, а затем и среднее образование приобрело всеобщий характер.

Направления (тенденции) развития образования в современном мире:

  • Гуманизация образования. Подразумевает ориентацию на развитие личности учащегося. Это способствует не только формированию знаний и навыков у учеников, но и ценностей, моральных качеств и этического сознания.
  • Гуманитаризация образования. Означает увеличение роли гуманитарных наук, как основы для формирования широкого кругозора и развития критического мышления.
  • Интернационализация образования. Предполагает сближение национальных образовательных систем. Это способствует развитию межкультурной и международной коммуникации, а также повышению уровня конкурентоспособности выпускников.
  • Компьютеризация образования. Позволяет эффективнее передавать знания и развивать навыки учащихся с помощью новых информационных и коммуникационных технологий. Компьютеризация также способствует развитию самообразования и поддерживает доступ ко всемирной базе знаний.
  • Демократизация образования. Предполагает равенство возможностей образования для всех слоев населения. Это включает в себя доступность образования, открытость для различных видов знаний, участие всех заинтересованных сторон в процессе принятия решений.
  • Непрерывность образования. Подразумевает организацию системы образования как непрерывного процесса на протяжении всей жизни. Непрерывность образования способствует развитию профессиональных навыков и переквалификации людей в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда.

Подробнее обратим свое внимание на тенденцию непрерывности образования.

Одной из основных причин является быстрое развитие информационных технологий и цифровых инструментов. Сегодняшние специалисты должны уметь работать с новейшими программами и устройствами, а также адаптироваться к постоянным изменениям в технологической сфере. Только непрерывное обучение может обеспечить им достаточный уровень компетенций и подготовку к таким вызовам.

Кроме того, современное общество позволяет изменить профессию, что создает необходимость в переподготовке или получении нового профессионального образования.

Основные направления развития образования в Российской Федерации

Основные направления развития образования в Российской Федерации выражаются в нескольких ключевых аспектах.

Во-первых, современные технологии играют важную роль в совершенствовании образовательной системы. Усиление цифровизации позволяет обеспечить доступ к образовательным ресурсам, онлайн-курсам и электронным учебникам для всех уровней и типов образования.

Во-вторых, особое внимание уделяется развитию профессионализма учителей и преподавателей. В рамках мероприятий по повышению качества образования проводятся систематические тренинги и профессиональное развитие педагогического сообщества.

В-третьих, государство активно поддерживает развитие инклюзивного образованияЭто означает, что все дети, включая детей с особыми образовательными потребностями, имеют право на получение качественного образования. Специальные образовательные программы и условия создаются для того, чтобы каждый ученик смог реализовать свой потенциал и достичь успеха.

Наконец, важным направлением является развитие образования в области социально-экономических и культурных процессовШколы и вузы становятся активными участниками проектов, направленных на развитие инноваций, предпринимательства и культуры.

Значение самообразования

Самообразование является процессом освоения новых знаний, навыков и компетенций без прямого участия преподавателя или формального образовательного института. Оно помогает нам развивать свои способности, расширять кругозор и быть в курсе последних тенденций в различных областях.

Причины необходимости самообразования:

  • Последовательное обновление знаний и навыков. Без непрерывного самообразования мы рискуем отставать от новых технологий, научных открытий и требований рынка труда. Самообразование позволяет нам быть востребованными и успешными.
  • Личностное развитие. Самообразование помогает нам расширить наши горизонты и узнать новые интересные вещи. Через самообразование мы можем изучать различные предметы и дисциплины, заинтересовавшие нас, развивать свои навыки и таланты, а также укреплять свою самооценку.
  • Увеличение ответственными и самостоятельными личности. Мы берем инициативу в свои руки, ищем новую информацию, изучаем ее и применяем в практической деятельности. Самообразование развивает наши аналитические и критические способности, а также нашу способность к самоорганизации.

Цифровые образовательные ресурсы

С развитием технологий и интернета, доступ к знаниям стал значительно проще и удобнее. Традиционные учебники и лекции больше не единственный источник информации.

Преимущества цифровых образовательных ресурсов:

  • Доступность. Обучающие материалы могут быть представлены в виде онлайн-курсов, учебных видео, интерактивных заданий и игр. Это позволяет ученикам самостоятельно выбирать темп и способ изучения материала в соответствии с их индивидуальными потребностями.
  • Интерактивность. Многие из них предлагают возможность проводить практические упражнения и тесты прямо внутри платформы. Это помогает учащимся не только понять теоретический материал, но и применить его на практике, что способствует более глубокому запоминанию и пониманию.
  • Огромный объем информации. ЦОР позволяют обучаться по самым различным предметам и на разном уровне сложности. Это особенно полезно для студентов, которые хотят изучать новые темы или расширить свои знания в определенной области. Благодаря цифровым образовательным ресурсам, имеется возможность учиться на открытых онлайн-платформах, где представлены курсы от ведущих университетов со всего мира.