banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 1.13 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации
Раздел: Человек и общество

1.13 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации

Статья
Не изучено

***

Наука как особая форма духовной деятельности людей

Как мы знаем, существует множество способов познания – художественное, мифологическое и религиозное, обыденное и научное. В чем же специфика научного познания? Т.е., каким критериям должно соответствовать знание, чтобы мы могли назвать его научным?

Критерии научности знаний:

  • Объективность. Научные данные должны быть основаны на фактах и наблюдениях, которые подкреплены надежными источниками информации и не зависят от предвзятых мнений и эмоций исследователя.
  • Рациональность. Научные исследования должны быть основаны на строгой логике и доказательствах, а не на эмоциях или предубеждениях.
  • Проверяемость. Научные знания должны быть основаны на проверяемых и повторяемых методах и быть доступными для перепроверки другими учеными.
  • Системность. Научные выводы должны быть составлены в рамках определенных теоретических моделей или концепций, чтобы создать целостное представление о явлениях и процессах в мире.
  • Открытость рациональной критике. Научная общественность должна иметь возможность критически оценивать и анализировать результаты исследований и выдвигать альтернативные гипотезы и теории.

Учитывая критерии, постараемся сформировать определение понятия «наука».

Наука – это особая форма духовной деятельности людей, направленная на поиск объективных, достоверных и проверяемых знаний о природе, обществе и человеке.

Наука является одним из самых важных социальных институтов в современном обществе. Она играет ключевую роль в развитии и прогрессе общества, предоставляя знания, инновации и технологии, которые существенно влияют на жизнь людей.

Наука как социальный институт:

  • Ученые с их знаниями, способностями и опытом. Ученые ведут научные исследования, добывают новые знания и развивают технологии, которые в конечном счете способствуют прогрессу общества.
  • Научные учреждения. Они обеспечивают условия для проведения исследований, предоставляют ресурсы и специальное оборудование, необходимые для проведения экспериментов и изучения различных явлений.
  • Строгое следование научным методам и логике. Ученые собирают данные, анализируют их, проводят эксперименты, сравнивают результаты и делают обобщения. Такой подход позволяет ученым получать достоверные и важные научные результаты.
  • Особый язык. Ученые используют специальные термины, определения и понятия, которые могут быть непонятными для широкой общественности. Это обусловлено стремлением к точности и ясности передачи информации на научном уровне.

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что цель науки заключается в стремлении к постижению истины и расширению нашего знания о мире и самих себе. В соответствии с целью мы можем определить и функции науки.

Функции науки:

  • Познавательно-объяснительная функция. Наука помогает нам понять мир вокруг нас, выявить его законы и принципы работы.
  • Мировоззренческая функция. Научные знания и открытия позволяют нам пересмотреть и изменить свои представления о мире, обществе и самих себе. Они помогают создать глубокое понимание окружающего нас мира и нашего места в нем.
  • Прогностическая функция. Научные исследования помогают нам разрабатывать модели и сценарии будущего, что позволяет нам прогнозировать различные сферы жизни, такие как климат, экономика, медицина и т.д.
  • Социальная функция. Научные открытия и исследования позволяют решать социальные проблемы, разрабатывать новые технологии, повышать уровень образования и медицинского обслуживания.
  • Производственная функция. Научные исследования стимулируют развитие промышленности, повышение производительности и качества продукции.

Типы наук

Выделяют множество различных типологий наук. Одна из них – по объекту исследований, предполагает выделение естественных, технических, точных и социально-гуманитарных наук. Каждая из них имеет свои особенности и специализации, но все они вносят важный вклад в развитие общества и понимание мира.

  • Естественные науки, такие как физика, химия и биология, изучают природу и ее законы.
  • Технические науки занимаются разработкой и применением различных технологий и инженерных решений. К ним мы можем отнести машиностроение, электротехнику, приборостроение и т.д.
  • Точные науки, такие как математика и статистика, изучают структуру, паттерны и законы количественных явлений. Без точных наук было бы трудно проводить эксперименты и достигать точных результатов.
  • Социально-гуманитарные науки изучают различные аспекты человеческого общества и культуры, такие как история, социология, философия и литература.

По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки

Прикладные науки

Направлены на познание основных принципов и законов природы и мира в целом

Применяют фундаментальные знания для решения конкретных практических проблем

Например, физика, химия, биология и математика, занимаются изучением истинных законов природы и развивают теоретические концепции.

Например, инженерия, медицина, информационные технологии и экономика – все это прикладные науки, где фундаментальные исследования применяются для создания практически значимых решений. 

Роль науки в современном обществе

Современное общество стало свидетелем возрастания роли науки во многих сферах жизни. Научные открытия и исследования играют ключевую роль в развитии технологий, улучшении медицинского обслуживания, решении экологических проблем и борьбе с глобальными вызовами. Однако, несмотря на это, результатом научной деятельности может стать не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами.

Таким образом, научные открытия имеют неоднозначный характер и могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества. Важно помнить о потенциальной опасности научных исследований и контролировать их применение, чтобы избежать негативных последствий для людей и окружающей среды.

Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации:

  • Космическая наука. Одним из ключевых достижений Российской Федерации в области науки и технологий является создание современного космического аппарата "Союз", который выполнял и продолжает выполнять множество международных космических миссий.
  • Ядерная энергетика. Россия осуществляет строительство новейших атомных электростанций как на территории страны, например АЭС «Академик Ломоносов» и «Ростовская АЭС», так и в Китае, Индии, Турции, Бангладеш, Иране и Беларуси.
  • Медицина и фармацевтика. Российские ученые активно исследуют новые методы диагностики и лечения различных заболеваний, а также разрабатывают новые лекарственные препараты и вакцины. Подтверждением этому является вклад ученых в борьбу с лихорадкой Эбола и Covid-19.
  • Материаловедение. Российскими учеными ведутся исследования в создании новых материалов с улучшенными свойствами, например, наноматериалов и композитов. Это позволяет применять такие материалы в различных отраслях промышленности, включая автомобильную, аэрокосмическую и энергетическую.
  • Информационные технологии. Российская Федерация успешно развивает различные виды искусственного интеллекта и системы распознавания речи, которые нашли широкое применение в разных сферах жизни, начиная от медицины и заканчивая транспортом.