banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 1.7 Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов
Раздел: Человек и общество

1.7 Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

Статья
Не изучено

***

Понятие социального института

Социальные институты – это установленные нормами и ценностями общества правила и организации, которые регулируют поведение людей в процессе удовлетворения потребностей.

Причем, речь идет как об индивидуальных потребностях, так и коллективных.

Общественные потребности

Индивидуальные потребности

Потребности социальной группы, класса, общества в целом

Уникальные потребности человека 

доступ к образованию и здравоохранению, защита от преступности, справедливая система правосудия

питание, одежда, жильё, возможности для саморазвития и достижения своих целей

Социальные институты не возникают сами по себе. Их формирование – результат развития человеческого сообщества и его потребностей в организации совместной жизни. Например, из потребности в обеспечении общественной безопасности сформировались такие институты, как армия, полиция и судебная система страны. Что же собой представляет социальный институт? Какова его структура?

Структура социального института:

  • Цель, функция социального института. Возникновение социальных институтов связано с какой-либо значимой потребностью.
  • Установленные правила и нормы поведения. Процесс удовлетворения потребностей требует регламентации со стороны общества, для обеспечения интересов всех сторон общественных отношений.
  • Организационные структуры, группы и организации. Они помогают обеспечить реализацию функции, возложенной на социальный институт.
  • Ресурсы, используемые в деятельности института. Для обеспечения деятельности социального института общество наделяет его необходимыми составляющими.
  • Культурные символы. В институте государства – это герб, флаг и гимн, в институте семьи – обручальные кольца.

Рассмотрим структуру социального института на примере общего образования. Что собой представляет современная школа? В первую очередь, это дети, учителя и администрация образовательного учреждения. Кроме того, это совокупность норм, которые обеспечивают взаимодействие между ними. Так, деятельность учителей определяется учебным планом, а их взаимоотношения с детьми – действующим законодательством и системой этических правил, основанных на взаимоуважении, сотрудничестве и доверии. Кроме того, школа – это здания и их техническое обеспечение, учебные пособия и программы. Все это позволяет реализовать главную цель общего образования - формирование культурной и интеллектуальной сферы личности.

Основные функции социальных институтов

Социальные институты выполняют разнообразные функции, которые помогают обществу функционировать и поддерживать стабильность и развитие. Они играют важную роль в формировании и поддержании общественных отношений, регулировании поведения, интеграции людей и передаче культурного опыта новым поколениям.

Функции социальных институтов:

  • Функция воспроизводства и закрепления общественных отношений. Социальные институты формируют нормы, ценности и поведенческие модели, которые помогают обществу функционировать и развиваться.
  • Регулятивная функция. Социальные институты помогают сохранять порядок и стабильность в обществе благодаря контролю за соблюдением выработанных им норм и правил.
  • Интегративная функция. Объединении людей и создание идентичности в рамках социального института.
  • Транслирующая функция. Передача культурных знаний, норм и ценностей от одного поколения к другому. Это особенно важно для успешной социализации нового поколения к существующей системе ценностей.
  • Коммуникативная функция. Обеспечении коммуникации и обмена информацией как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

Важнейшие социальные институты

  • Семья обеспечивает биологическое воспроизводство населения, социализацию детей, поддержку их физического и эмоционального благополучия.
  • Образование играет ключевую роль в передаче знаний, навыков и ценностей от одного поколения к другому.
  • Государство осуществляет ряд функций, включая обеспечение безопасности и правопорядка, защиту прав и свобод граждан, а также регулирование экономической деятельности.
  • Производство необходимо для обеспечения материального благополучия людей в обществе.
  • Религия содействует формированию моральных ценностей, воспитанию этического сознания у людей.

***