banner
  1. Умный справочник
  2. Обществознание
  3. 1.4 Мышление, его формы и методы
Раздел: Человек и общество

1.4 Мышление, его формы и методы

Статья
Не изучено

***

Мышление и его отличительные черты

Мышление – это процесс формирования представлений о мире, понимания и восприятия окружающей действительности.

Отличительными чертами мышления являются:

  • социальная природа – мышление формируется и развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Человек учится мыслить, наблюдая за действиями и поведением других людей, а также через общение и обмен информацией с ними;
  • опосредованный характер – с помощью мышления человек может познать не только внешнюю сторону вещей, но и проникнуть в их суть и предназначение;
  • неразрывная связь мышления с языком – язык является не только средством выражения мыслей, но и средством их формирования;
  • личностный характер – каждый человек имеет свой уникальный способ мышления, который зависит от его индивидуальных особенностей, опыта, знаний и ценностей.

Личность в науке

Выготский Л. С.

Выдающийся русский психолог и педагог Лев Семёнович Выготский считал, что слово является не только средством общения, но и основным инструментом мышления. Он утверждал, что развитие мышления происходит параллельно с развитием речи, а слово является не только описанием внешнего мира, но и средством его понимания и преобразования.

Основным понятием в теории Выготского является понятие знака. Он определял знак как единицу смысла, которая связывает объект и его обозначение (слово). Таким образом, слово для Выготского является знаком, который отражает понятие и позволяет нам ориентироваться в окружающем мире.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление характеризуется преобладанием действий и наглядных образов в процессе мыслительной деятельности. Основными инструментами этого вида мышления являются сенсорные ощущения и двигательные реакции. Человек, обладающий наглядно-действенным мышлением, предпочитает учиться через опыт и практику, а не через абстрактные знания. Такой тип мышления часто присущ детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-образное мышление основано на восприятии окружающего мира в виде образов и символов. Человек с таким типом мышления способен легко представлять в своем воображении объекты и явления, даже если они отсутствуют в реальности. Основными инструментами наглядно-образного мышления являются воображение и эмоции. Такой тип мышления часто присущ творческим личностям, таким как художники, писатели, музыканты.

Словесно-логическое мышление – это способность анализировать и синтезировать информацию, используя логические законы и правила. Человек с таким типом мышления предпочитает учиться из книг и учебников, анализируя информацию и выстраивая логические цепочки. Основными инструментами словесно-логического мышления являются аналитическое мышление и способность к абстрактному мышлению. Такой тип мышления часто присущ людям, занятым научной или математической деятельностью.

Мыслительные процессы

Мыслительные процессы – это процессы, которые происходят в нашем сознании при осуществлении мыслительной деятельности. Это – анализ и синтез, сравнение, классификация, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Мыслительные процессы:

  • Анализ. Процесс разбора сложного объекта или явления на составные части для более глубокого понимания его структуры и свойств. В ходе анализа мы выделяем главные и важные элементы, исследуем их характеристики и взаимосвязи.
  • Синтез. Процесс объединения отдельных элементов в единое целое. При синтезе мы используем результаты анализа для создания нового объекта или явления с более сложной структурой и свойствами.
  • Классификация. Процесс разделения объектов на группы по определенным признакам. Классификация позволяет упорядочить информацию и облегчить ее запоминание и поиск.
  • Сравнение. Процесс сопоставления объектов или явлений для выявления их сходств и различий. Сравнение помогает нам лучше понять объекты и выявить их особенности.
  • Обобщение. Процесс выделения общих характеристик и закономерностей у различных объектов или явлений. Обобщение позволяет нам получить более полное представление о мире и использовать полученные знания для решения новых задач.
  • Конкретизация. Процесс перехода от абстрактных понятий к конкретным фактам и примерам. Конкретизация помогает нам лучше понять абстрактные понятия и применить их на практике.
  • Абстрагирование. Процесс выделения основных характеристик объекта или явления и отделения их от второстепенных. Абстрагирование позволяет нам сосредоточиться на главном и не отвлекаться на незначительные детали.

Суждения и умозаключения

Суждение и умозаключение являются основными формами мышления, которые позволяют нам организовывать и анализировать информацию, полученную из окружающего мира. Они помогают нам делать выводы, принимать решения и строить логические цепочки мыслей.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Суждение является важным инструментом для формирования наших знаний и понимания мира. Оно позволяет нам делать выводы и утверждать что-то о реальности на основе имеющихся у нас знаний и опыта. Без суждений мы не смогли бы установить причинно-следственные связи, обобщать и классифицировать информацию.

Умозаключение – это процесс, в результате которого мы приходим к выводу на основе имеющихся фактов или предположений.

Оно может быть индуктивным (от частного к общему) или дедуктивным (от общего к частному).

Основным отличием между суждением и умозаключением является то, что суждение – это оценка, а умозаключение – это вывод. Суждение может быть высказано без аргументации, в то время как умозаключение требует логического обоснования

Законы логики

Мышление может быть подвержено различным ошибкам и предубеждениям, которые могут искажать наше понимание реальности и приводить к неправильным решениям. Например, подтверждение близости – это тенденция искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы она подтверждала наши представления и убеждения.

Чтобы не совершать подобных ошибок, стоит придерживаться законов логики.

***