- Умный справочник
- Обществознание
- 1.3 Деятельность и её структура
1.3 Деятельность и её структура
***
Деятельность человека и активность животных
Деятельность – это способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека ни в коем случае не стоит объединять с активностью животных.
Деятельность человека |
Активность животных |
Человек может анализировать, рассуждать и принимать решения на основе знаний и опыта. |
Животные могут выполнять лишь инстинктивные действия и обучаться элементарным приемам поведения. |
Человек может создавать и использовать инструменты для выполнения задач, что позволяет ему увеличивать свою эффективность и производительность |
Животные могут использовать естественные объекты, такие как камни или палки, для выполнения простых задач, но не могут создавать сложные инструменты. |
Человек создает культуру и развивает технологии, что позволяет ему улучшать свои условия жизни и достигать новых высот в науке, медицине и других областях. |
Животные не имеют такой возможности. Их активность – результат эволюции природы. |
Человек создает сложные социальные структуры, такие как семьи, группы и общества, которые позволяют ему взаимодействовать с другими людьми и решать общие задачи. |
Животные также могут жить в группах, но их социальная организация не настолько сложна. |
Человек может использовать язык и другие формы коммуникации для передачи информации и выражения своих мыслей и чувств. |
Животные также могут использовать звуки и жесты для коммуникации, но не могут передавать абстрактную информацию. |
Структура деятельности
Деятельность – это комплекс действий, направленных на достижение определенной цели. Чтобы понимать ее суть, постараемся выделить ее компоненты.
- Субъект деятельности – это человек или социальная группа, осуществляющая деятельность.
- Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность субъекта.
- Мотив деятельности – это то, что побуждает субъекта к осуществлению действий.
- Цель деятельности – это желаемый результат, который субъект стремится достичь.
- Средства и методы – это способы и приемы, которые использует субъект для достижения цели.
- Процесс деятельности – это последовательность связанных между собой действий, направленных на достижение цели.
- Результат деятельности – это конечный продукт или итог, полученный в результате деятельности.
Таким образом, структура деятельности включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, которые определяют ее характер и результат:

Мотивация деятельности
Как уже отмечалось, мотивы выступают внутренней побудительной силой, которая способствует деятельности человека и направляет его к достижению поставленных целей. Мотивация деятельности может быть вызвана множеством факторов, к которым мы можем отнести потребности, социальные установки, интересы и влечения, эмоции, убеждения и идеалы людей.
Структура мотивации | ||||||
Потребности - нужды человека |
Социальные установки - ценности общества |
Интересы - ощущения важности или пользы чего-либо |
Влечения - сильные желания |
Эмоции - переживания, которые возникают у человека |
Убеждения - сформированные представления о мире и себе |
Идеалы - высокие ценности и принципы, которые являются ориентиром для человека |
Многообразие видов деятельности
Деятельность человека многообразна. Вместе с тем, мы постараемся ее классифицировать по различным основаниям.
К основным видам деятельности мы отнесем игру, общение, труд и учение.
- Труд представляет собой процесс, направленный на производство материальных благ и удовлетворение потребностей в них. Он может быть физическим и умственным.
- Учение – это вид деятельности, направленный на освоение новых знаний и навыков.
- Целью игры является отдых и развлечение.
- Общение предполагает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.
Кроме того, нам стоит обратить внимание и на иные классификации. Так, по отношению к окружающему миру деятельность может быть материальной и духовной.
Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она включает в себя производственную и социально-преобразовательную составляющие.
- Производственная деятельность человека направлена на создание материальных благ и удовлетворение своих потребностей.
- Социально-преобразовательная деятельность человека направлена на изменение окружающей среды и общественных отношений.
Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она включает в себя познавательную, ценностную и прогностическую составляющие.
- Познавательная деятельность направлена на получение знаний о мире и самом себе.
- Ценностная деятельность связана с формированием ценностных ориентаций и установок.
- Прогностическая деятельность направлена на предвидение будущего и планирование своих действий.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Каждый день нашей жизни связан с огромным количеством действий и поступков, одни мы совершаем по собственной воле, другие – в силу требований нашего окружения и общества в целом. Что такое свобода? В чем проявляется необходимость? Уверен, нам стоит узнать.
Свобода – это возможность выбора и действия в соответствии с собственными желаниями, ценностями и убеждениями.
Свобода является неотъемлемым правом гражданина. Ее содержание определено действующим законодательством стран мира в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека. Вместе с тем, наша свобода не должна приводить к нарушению прав других людей и общественного порядка. Здесь то и начинается наша ответственность.
Ответственность – это способность человек осознавать свои действия и готовность отвечать за их последствия.
Ответственность ни в коем случае нельзя объединять с понятием необходимости, так как оно противоположно свободе.
Необходимость – это фактором, который определяет наши обязанности, ответственность и ограничения, которые мы должны учитывать в своих действиях.
Каким же образом необходимость ограничивает свободу человека?
Во-первых, свобода ограничивается законами и моральными нормами, которые определяют допустимые границы поведения человека. Кроме того, свобода может быть ограничена физическими или экономическими условиями, которые не зависят от воли человека. Например, человек должен работать, чтобы обеспечить себе жизнь и удовлетворить свои потребности.
В истории философии мы можем найти несколько крайних позиций в восприятии свободы и необходимости. Одна их них – фатализм, предполагает абсолютное подчинение человека внешним факторам – законам природы, требованиям общества или судьбе. Противоположной является идея волюнтаризма, которая утверждает идею абсолютной свободы воли и возможности человека определять ход истории.
К чему может привести возведение в абсолют свободы или необходимости?
Фатализм может привести к пассивности и безразличию к своей жизни, а волюнтаризм - к излишнему эгоизму и неуважению к окружающим. Именно поэтому для успешной самореализации человеку необходимо находить баланс между свободой и необходимостью. Это означает учитывать свои цели, желания и потребности, но также учитывать правила и законы общества, а также свои обязанности перед другими людьми. Такой подход позволит нам достигать успеха в жизни и чувствовать себя удовлетворенными и счастливыми.
***