Решение:
12.1.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это - еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.
12.2.
Л. Н. Толстой считает, что личность, какой бы великой она ни была, не может изменить ход истории. Кутузов не исключение. Писатель с явной симпатией говорит о полководце, но избегает его героизации.
Все поведение Кутузова во время войны с французами - подчинение себя самого и русской армии «неизбежному ходу событий». Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) - важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства - плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.
В романе «Война и мир» образ Кутузова не сводится лишь к каким-то «полководческим доблестям»: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, осознавая, что есть что-то сильнее и значительнее его воли.
12.3.
Перед написанием сочинения нужно определиться с вопросами, о которых Вы будете рассуждать. Это может любовь, или Родина, или смысл жизни. В зависимости от выбранной темы определяется круг произведений.
Тема судьбы Родины после революции затронута Буниным в «Окаянных днях». Тема любви может быть раскрыта на примере рассказов сборника «Тёмные аллеи». Темы человеческого бытия - на примере «Господина из Сан-Франциско».
Так, например, в цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь – почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода.
Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая – может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.
Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.
А в «Господине из Сан-Франциско», безусловно, Бунин ставит вопросы о смысле жизни: зачем человек приходит на эту землю, для чего он живёт, как он живёт, как прожить жизнь не зря.
12.4.
Тема может быть раскрыта на примере произведений, например, Андрея Платонова или А. И. Солженицына. У Платонова каторжный труд героев «Котлована» никого не может оставить равнодушным. В рассказе Солженицына «Матрёнин двор» также главная героиня всю жизнь трудилась без устали, потому что так привыкла, иначе было невозможно. Тема труда поднимается и Михаилом Шолоховым в романе «Тихий Дон»: его герои, например Мелеховы, люди трудолюбивые, с особым трепетом относящиеся к своей земле, к своему хозяйству. Трудом славен человек - эта мысль звучит у Шолохова
12.5.
«Футлярный» образ жизни ведёт персонаж рассказа Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Он всю жизнь старался укрыться от внешнего мира, боясь опасностей. Писатель показывает нам в новом обличии образ «маленького человека», чьи взгляды на жизнь примитивны. Пискарь умирает в конце повествования, так и не почувствовав, что такое настоящая жизнь, никак не украсив своего жалкого существования. Конечно, художник, иллюстрирующий это произведение, должен показать жалкий мир главного героя. Вероятно, должны в иллюстрациях преобладать серые, мрачные краски, ведь такова жизнь этого пискаря. Можно на контрасте показать ярким подводный мир, которые окружает дом пискаря. Это позволит усилить эмоциональное воздействие на зрителя, подчеркнув, насколько герой Салтыкова-Щедрина себя обделил.
Критерии:
1 – Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне – 3 балла
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне – 2 балла
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно – 1 балл
Тема не раскрыта – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки – 2 балла
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
Суждения не аргументируются текстом произведения (-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена – 0 баллов
3 – Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 3 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий – 1 балл
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
6 – Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
7 – Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
8 – Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна-две ошибки – 1 балл
Допущено две или более ошибки – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)