Решение:
17.1.
Конфликт мечты и действительности представлен:
- через эпиграф о несправедливости и желании с ней бороться. Реальность в нем - смерть, а мечта - мед.
- через судьбу Мцыри. Герой хотел добраться до родины (мечта), но это желание оказалось несбыточным. Он возвращается к монастырю (реальность).
- через антитезу между монастырем и природой. Окружающий мир символизирует мечту Мцыри о свободе. А монастырь - "тюрьма", реальность, где герою одиноко
17.2.
Героини противопоставлены:
- в воспитании (Катерина воспитывалась в любви и свободе, Варвара изначально жила в «темном царстве»)
- в чертах характера, нравственных качествах (Катерина - религиозна, не способа на обман и «грех», Варвара - хитра и лицемерна, живет по принципу: «только бы шито да крыто было»)
- в способах противостояния «темному царству» (Катерина неспособна находиться в Калинове, это становится одной из причин самоубийства героини, Варвара приспосабливается к жизни в «тёмном царстве», начинает обманывать, а после самоубийства Катерины сбегает из Калинова)
17.3.
Рассмотрим на примере трёх стихотворений, предлагаю взять:
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»
- «Я иду далиной. На затылке кепи...»
- «Гой ты, Русь, моя родная...»
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первой позиции оценивания задания части 2 ставится в колонку 7 протокола; по второй позиции – в колонку 8; по третьей –в колонку 9; по четвёртой – в колонку 10; по пятой – в колонку 11.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется
Критерии:
1 – Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют – 3 балла
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, НО не все тезисы убедительно обосновывает И/ИЛИ допускает одну-две фактические ошибки – 2 балла
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, И/ИЛИ не обосновывает свои тезисы, И/ИЛИ допускает три-четыре фактические ошибки – 1 балл
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения И/ИЛИ допускает более четырёх фактических ошибок – 0 баллов
2 – Уровень владения теоретико-литературными понятиями
Экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют – 2 балла
Экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия НО не использует их для анализа произведения И/ИЛИ допускает одну ошибку в их употреблении – 1 балл
Экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более одной ошибки в их употреблении – 0 баллов
3 – Обоснованность привлечения текста произведения
Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведениии т.п.) – 3 балла
Текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом – 2 балл
Текст привлекается только как пересказ изображённого – 1 балл
Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются – 0 баллов
4 – Композиционная цельность и логичность изложения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов – 3 балла
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы – 2 балла
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается – 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения – 0 баллов
5 – Следование нормам речи
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка – 3 балла
Допущены две-три речевые ошибки – 2 балла
Допущены четыре речевые ошибки – 1 балл
Допущено пять или более речевых ошибок – 0 баллов
Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)