Банк заданий
Варианты ЕГЭ
Умный справочник
Магазин курсов
Скидки
Mои Занятия
Мои варианты
Избранные задания
Умное повторение
Настройки

Просмотр задания №1570

Тема : Творчество В. А. Жуковского
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.
10 линия
№1570
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите одно произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором поэт обращался к образу моря. В чём это произведение может быть сопоставлено с «Морем» В. А. Жуковского?

МОРЕ

 

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.


(В. А. Жуковский, 1822)

Решение:
Какие произведения брать? 
  • «К морю», А. С. Пушкин
  • «Парус», М. Ю. Лермонтов
  • «Как хорошо ты, о море ночное...», Ф. И. Тютчев
  • «Кто создан из камня, кто создан из глины...», М. И. Цветаева

Что сравнивать? 

  • образы моря
  • как выражена связь человека и природы в стихотворениях
  • какое настроение преобладает в стихотворениях
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно выбирает для контекстного сопоставления одно произведение (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А. Н. Островский и Н. А. Островский, Л. Н. Толстой, А. К. Толстой и А. Н. Толстой).
Критерии:
1 – Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа – 2 балла
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально (ограничено повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления) сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа – 1 балл
Не названо произведение, и не указан его автор И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 4 балла
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция двух произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка – 3 балла
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена ИЛИ текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного – на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция двух произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки – 2 балла
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 1 балл
При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки – 0 баллов
3 – Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки – 2 балла
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок – 1 балл
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) – 0 баллов

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Зинин)