Задание №12874 ЕГЭ по Литературе

Тема : Творчество Г. Р. Державина
Раздел: Из литературы XVIII в.
9 линия
№12874
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Выберите одно из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер в окне ответа.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

9.1. Как лирический герой стихотворения Г. Р. Державина определяет своё место в поэзии?
9.2. Какую роль в стихотворении Г. Р. Державина играют гиперболы?

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

(Г. Р. Державин, 1795)

Решение: 

9.1.

  • лирический герой считает своё творчество бессмертным, сравнивая его с памятником: «И слава возрастёт моя, не увядая, // Доколь славянов род вселенна будет чтить»
  • лирический герой также отмечает важность и уникальность своего творчества, его особую роль: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить»

9.2.

  • гипербола помогает поэту отобразить величественность и значимость своего творчества: памятник в его стихотворении «металлов твёрже» и «выше пирамид»
  • также использование гиперболы помогает раскрыть тему бессмертия поэзии, ведь «ни вихрь, ни гром» и даже «времени» не сможет «сокрушить» памятник, с которым ассоциирует своё творчество Державин

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного задания выставляется 0 баллов).

Критерии:
1 – Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют – 2 балла
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка – 1 балл
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки – 0 баллов

2 – Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки – 2 балла
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок – 1 балл
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) – 0 баллов

Источник: Сборник Сенина Н.А. (Легион)

Аналоги:Задание №237