- Умный справочник
- Литература
- 4 и 9 задания
4 и 9 задания
***
Ребятааааа! Всем большой барев! (Я из Анапы, армянский – мой второй язык)
Мы с вами подошли к одной и самых важных вещиц в подготовке к ЕГЭ по литре – написанию сочинений. Сегодня поболтаем о 4 и 9 заданиях.
Как может выглядеть это задание? Смотри на примеры!
О главном:
это довольно краткие ответы (обычно 5-10 предложений) на вопросы по фрагменту из эпоса, драмы и лиро-эпоса (в 4) или лирике (стихотворениям) (в 9). По сути, прям полноценным сочинением это назвать сложно (потому что не обязательно писать вступление и вывод, как минимум).
***
Что должно быть в ответе?
(чтобы получить за него 4 из 4)
2 разных аргумента

Пример: В приведённом фрагменте героиня предстаёт способной на сильные чувства (тезис), что доказывают слова: «Татьяна любит не шутя» (доказательство).
Грамотная и логичная речь
Нельзя допускать речевых ошибок. Одной из самых распространённых является повтор. Им считается использование одинаковых или однокоренных слов в одном предложении или в соседних. Подробнее о повторах и их видах можно узнать в статье о тропах.

А еще не стоит путаться в мыслях и противоречить себе. Соблюдай структуру, о которой мы поговорим ниже, и будет тебе логическое счастье!
Текст только из приведённого фрагмента + отсутствие фактических ошибок
Не надо пытаться аргументировать свои мысли с помощью вообще всего произведения. У вас проверяют работу с текстом, который ВАМ ДАЛИ.
Не надо знать все произведение, чтобы правильно ответить на вопрос. Так что не бойтесь чего-то незнакомого!
А еще не стоит путать инициалы авторов, коверкать цитаты и вообще допускать ошибки, связанные с железобетонными фактами.

***
О критериях оценивания
Советую прям заучить критерии оценивания у этих заданий. Зачем? Чтобы попасть на место эксперта и увидеть свою работу его глазками!

Композиция сочинения
Теперь поговорим о том, как может выглядеть сочинение! Какие композиционные части в нем есть, какими они должны быть.
Представим, что в 5 задании нам задали вопрос: «Как характеризует Раневскую ее поступок?» (если шо, поступок здесь – это то, что она деньги отдала нуждающемуся, хотя у самой их было не оч много).
Вступление
Внимание! Вступление в 5 и 10 задании писать необязательно! Но если ты хочешь его написать, то есть два варианта:
- кратко ответить на вопрос задания
Пример: Поступок Раневской показывает героиню как добрую и сострадательную натуру, но в то же время демонстрирует ее неумение распоряжаться материальными благами.
- переформулировать вопрос. Как бы сказать вступлением, что вот, щас дальше скажу все по делу, ребят, расслабьтесь
Пример: Поступок Раневской характеризует ее с разных сторон.
Основная часть
В 5 и 10 заданиях должно быть 2 аргумента. Не больше, не меньше. И они должны быть разными по своим мыслям. Нельзя в обоих писать о том, что Раневская пипец какая добрая.
Пример: Встречая “голодного россиянина”, который просит у Вари “копеек тридцать”, Любовь Андреевна не может устоять перед внутренним порывом и помогает человеку. Она достает из портмоне золотой и отдает прохожему (доказательство текстом), что свидетельствует о нравственной развитости героини (тезис).
Несмотря на то, что эпизод доказывает умение Раневской испытывать сострадание, он также демонстрирует ее неидеальность, заключающуюся в неумении грамотно оценивать собственные возможности (тезис). Варя замечает, что “дома людям есть нечего”, видя, какую монету подала Любовь Андреевна. Сама героиня тоже понимает, что ее поступок был необдуманным: она называет себя “глупой” и просит “еще взаймы” у Лопахина (доказательство).
Вывод
Вывод тоже можно не писать! НО только в том случае, если у вас не было вступления, так как это взаимосвязанные части работы. Обычно вывод кратко отвечает на вопрос, перечисляя уже высказанное другими словами.

Пример: Таким образом, совершенный Раневской поступок характеризует ее с разных сторон, но именно отсутствие рациональности в действиях героини впоследствии приводит к “несчастью”, предпосылки которого уже присутствуют в приведенном эпизоде.
***