banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. Тропы
Раздел: Теория по литературе

Тропы

СтатьяНе изучено

***

Сегодня мы говорим… нет… не об узеньких дороженьках в деревне у бабули… Мы поболтаем о средствах художественной выразительности. О том, что делает текст не сухим документом от чиновника города N.

Зачем знать тропы? Чтобы решить парочку тестовых заданий, а еще ответить на подобные вопросы в 9.2: «Какую роль играют эпитеты в стихотворении?».

А вообще, в тропах очень надо шарить и для 11 сочинения, и для сопоставления в 10, и для ЕГЭ по русскому…

***

Сравнение

Сопоставление предметов или явлений на основании их сходства.

Сравнение может быть выражено через:

  • Слова "как", "словно", "будто", "как будто", "похоже", "точно", "подобна".
Пример: «Она как будто явилась из песен, из книг, из снов». Образ некой девушки в песне группы Сплин сравнивается с образами девушек из песен и т.д.
  • Существительное творительного падежа
Пример: Я бежал волком. «Волком» — это и есть существительное в творительном падеже. Здесь сопоставляется способность к бегу этого самого «я», кем бы он ни был, и волка.
  • Тире
Пример: «Говорят, // артист — // большой ребенок». В этом случае выходит, что Маяковский сравнивает артиста с инфантилом…
  • Также сравнение может проходить через все произведение, лежать в его основе, тогда это параллелизм.
Пример: в «Тучах» Лермонтова лирический герой на протяжении всего стихотворения сопоставляет себя с природным явлением.

 

***

Эпитет

Образное, красочное определение. Оно дает характеристики предмету или явлению в переносном смысле, то есть, не все определения — это эпитеты.

стол может быть деревянным в прямом смысле — это не эпитет. А вот жадным взгляд быть не может. Это эпитет.
Стол может быть деревянным в прямом смысле — это не эпитет. А вот жадным взгляд быть не может. Это эпитет.

Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательными (лукавые уста)
  • существительными (волшебница-зима)
  • наречиями (волны ласково катились)
  • деепричастиями (цветы, играючи, шатались на ветру)

***

Метафора

Перенос по сходству, по аналогии, скрытое сравнение, средство иносказательной выразительности.

Тропы, изображение №2

Чаще всего выражено:

  • двумя существительными (улыбка любви)
  • существительное + глагол (любовь пылала)
  • предложением (любовь пылала огнем)
Пример: «Пустеет воздух». Почему это метафора? Если вкратце, то потому что воздух в прямом смысле этого слова пустеть не может. А может, например, холодильник. И вот это свойство холодильника становиться пустым — переносится на воздух.

 

***

Олицетворение

Разновидность метафоры. Отличает олицетворение от метафоры наделение ИМЕННО неодушевленных предметов свойствами одушевленных. Обычно в этом тропе всегда есть глаголы, какие-то действия, которые выполняет что-то неживое.

Пример: «Ландыш серебристый приветливо кивает головой». Это олицетворение, так как ландыш — неодушевленный предмет, который с чего-то вдруг стал делать то, что могут только одушевленные — кивать головой.
Тропы, изображение №3
 
***

Метонимия и синекдоха

Это еще одни разновидности метафоры… Вот такая она дама, без дела не сидит. В тесте эти тропы попадаются редко, честно-то говоря… Но запомни, на всякий случай.

Метонимия

Перенос по смежности значений (Это заумное определение). А вот попроще — это когда через целое обозначается часть.

Всегда есть что-то общее в явлениях или чем еще, что сопоставляется. Это может быть:

  • упоминание автора вместо его произведений
  • указание на признак предмета вместо его названия
  • замещение содержимого содержащим
Пример: «Я съел тарелку супа». Давай ответим себе на вопрос. Мы реально едим тарелку? Или все-таки суп из тарелки? В данном случае мы замещаем содержимое (суп) на содержащее (тарелку), за счет чего получается метонимия.
чел реально ест тарелку. если бы мы сказали так — метонимией это не было бы.
чел реально ест тарелку. если бы мы сказали так — метонимией это не было бы.

Синекдоха

Это замена слова, обозначающего целое, словом, которое обозначает часть внутри этого целого. Типа работает обратно метонимии.

Пример: «И ликовал француз». В цитате речь идет о бородинском сражении, в котором принимало участие французское войско (это здесь целое), ясен пень, что не один француз (часть), как тут сказано.
это француз! здесь он один (часть), но при этом является обобщенным образом всех французов (целого).
это француз! здесь он один (часть), но при этом является обобщенным образом всех французов (целого).

***

Гипербола и литота

Гипербола и литота — как коняга и пустоплясы из произведения Салтыкова-Щедрина. Совсем друг на друга не похожи… Но произошли от одного отца…

Гипербола

Это преувеличение. Обычно выражается через большие числительные (в сто раз сильнее) или слова, которые явно не состыковываются с реальностью: «вечный», «навсегда» и т.п.

Пример: «Как после вековой разлуки, // Гляжу на вас, как бы во сне». Где здесь гипербола? В слове «вековой». Это явное преувеличение количества времени, проведенного без любимой.

Литота

А это преуменьшение. Полная антитеза (смотри, как мы уже владеем терминологией. Если не помнишь, что такое антитеза, переходи на статью о ней в том числе).

Выражается с помощью слов, указывающих на незначительность, мелкость чего-либо (мальчик-с-пальчик, не более наперстка) и уменьшительно-ласкательных суффиксов «ик», «к», «чик», «еньк», «ечк», «ок» и т.д. (маленькие коровКи)

Пример: мужичок-с-ноготок. Размер некого мужичка преуменьшен, так как в реальности вряд ли можно встретить человека размера, близкого к размеру ногтя. (Но я все верю в лилипутов, просто надо найти подтверждения).
Тропы, изображение №6

***

Аллегория

Выражение абстрактного понятия через конкретный образ.

Пример: вот есть абстрактное понятие — правосудие. Его можно проассоциировать с конкретным образом — богиней Фемидой с весами в руках. Получилась аллегория.
Тропы, изображение №7

Давай прям щас попрактикуемся немного! Ответ ищи на следующей картинке

Тропы, изображение №8
Тропы, изображение №9
***

Оксюморон

Сочетание несочетаемого. Вот когда совмещается то, что логически никак не объясняется. Что-то вроде «горячего снега», выражения «глупый не глупый».

Пример: живой труп. В реальности не существует трупа, то есть по определению мертвого человека, которого можно назвать живым.
еще один оксюморон… как-то не может быть здоровья у тех, кто умер…
еще один оксюморон… как-то не может быть здоровья у тех, кто умер…

***

Перифраз

Замена слова/словосочетания описательным выражением. Когда мы говорим вместо льва — царь зверей, например.

Давай практиковаться! Ответ — на второй картинке!

Тропы, изображение №11
Тропы, изображение №12

***

Фигуры речи

Это такие стилистические особенности в построении предложений. Можно условно поделить их на приемы, риторические фигуры и повторы.

Инверсия

Нарушение стандартного порядка слов. А какой же это стандартный/прямой порядок?

Тропы, изображение №13
По сути, инверсия есть практически в любом предложении. Поэтому если в тестовом 8 задании из предложенных 5 терминов в списке есть «инверсия», то ты знаешь, что делать. Спойлер: отмечать, что она есть.

Парцелляция

Дробление предложения. Именно там. Где, по идее, делить на отдельные части. Его не надо.

Тропы, изображение №14

Риторический вопрос?

Это утверждение в форме вопроса. То есть, такой вопрос, на который не нужен ответ. Как будто герой обращается. К самому себе. (Извини, после парцелляции еще не отошла)

Тропы, изображение №15

Риторическое восклицание!

Эмоциональное утверждение какой-либо мысли! Если в предложении есть восклицательный знак — в рамках ЕГЭ это именно риторическое восклицание!

Пример: «И лобзания, и слезы, // И заря, заря!..». Чтобы подчеркнуть эмоциональность героя, его воодушевление после проведенного времени с возлюбленной на природе, Фет использует риторическое восклицание. Кстати, это щас был пример анализа, который от нас требуется в сочках.

Сударь, разберем риторическое обращение

Это обращение к чему-либо или кому-либо в произведении.

Пример: «Как хорошо ты, о море ночное». Лирический герой стихотворения Тютчева обращается к природной стихии. Это указывает на то, что для него море является одушевленным явлением.
Тропы, изображение №16

Звукопись

Повтор звуков. Обычно звукопись используется для того, чтобы передать настроение произведения. И она есть практически везде… Если есть повтор хотя бы одной гласной или согласной в нескольких предложениях, то это уже звукопись!

Тропы, изображение №17
Пример: Люблю грозу в начале мая, // Когда весенний, первый гром, // Как бы резвяся и играя, // Грохочет в небе голубом. В этом случае звукопись (а именно — аллитерация) подчеркивает пробуждающееся состояние природы.

Анафора

Повторение слов в начале смежных строк. Важно запомнить, что если мы говорим про стихотворения, то анафора «работает» внутри одной строфы. То есть, смежными можно назвать 1 и 4 строчки, но нельзя 1 и 14.

Пример: «В глуши, во мраке заточенья// Тянулись тихо дни мои// Без божества, без вдохновенья, // Без слез, без жизни, без любви». Обычно анафора, как и другие виды повторов, помогает автору сфокусировать внимание на определенной мысли.

Эпифора

Встречается раз в сто реже, чем анафора. Но по сути это то же самое, только повтор находится В КОНЦЕ смежных строчек.

Пример: «— На место их фестончики. // — Ах, это нехорошо, фестончики!». Такой вот странный диалог из «Мертвых душ» Гоголя. С помощью эпифоры подчеркнута важность этих самых фестончиков.

Лексический повтор/повтор

Это повтор слова или нескольких слов в одном и том же или соседних предложениях. В сочинениях допущение повтора будет считаться речевой ошибкой. А для авторов — это способ акцентировать внимание читателей.

Тропы, изображение №18
Пример: «Дух бродяжий! ты все режереже // Расшевеливаешь пламень уст». Есениным допущен повтор слова «реже», чтобы указать на то, насколько не часто лирический герой чувствует себя молодым, таким, как раньше.

Синтаксический параллелизм

Это построение частей одного предложения или нескольких предложений по одной схеме. Что значит схема? Посмотри, как она выглядит в объяснении термина «инверсия».

Пример: День уходит быстро. Ночь приходит медленно. Вроде бы слова в предложениях разные, но схема построения одинаковая: сначала подлежащее, потом — сказуемое, следом — обстоятельство.

Рефрен

Фразовый повтор. Когда в одном произведении несколько раз встречается одно и то же выражение.

Пример: «О как убийственно мы любим!». Эта строчка появляется сначала в первой строфе, а потом — в последней.

***