- Умный справочник
- История
- Александр II: общественная мысль
Александр II: общественная мысль
Либеральное течение
Русский либерализм заметно отличался от европейского — если в Европе это была философия победившей буржуазии, то в России, медленно переходившей к капиталистическим отношениям, это течение мысли было представлено прогрессивно мыслящими государственными деятелями, образованным дворянством и интеллигенцией.
Это особенно заметно на примере второй половины 1850-х годов. Во время подготовки крестьянской реформы (1857 г.) правительство ослабило цензуру и разрешило публично обсуждать государственные решения в этой сфере, что привело к расцвету либеральной мысли, а самыми яркими теоретиками как раз выступали дворяне и чиновники:
- Тверское и Ярославское дворянские собрания направляли Александру II открытые письма со своими взглядами на то, как должна была выглядеть реформа.
- Глава Тверского собрания А. М. Унковский даже составил «Положение об улучшении крестьянского быта», однако большинство его идей казались правительству слишком радикальными.
- Свои мысли об отмене крепостного права высказывали видные западники 1850-х годов, среди которых выделялся К. Д. Кавелин.
- Журналы славянофилов тоже выступали с предложениями, среди которых отличились тексты А. С. Кошелева и Ю. Ф. Самарина.
Вехой в развитии русского либерализма стал 1866 год, когда сразу несколько мыслителей — К. Д. Кавелин, А. Н. Пыпин, М. М. Стасюлевич, В. Д. Спасович — начали публиковать журнал «Вестник Европы», одно из крупнейших изданий второй половины XIX века.
В «Вестнике» публиковались работы писателей (И. А. Гончарова, А. К. Толстого, М. Е. Салтыков-Щедрина) и историков (Н. И. Костомарова, М. Н. Погодина, С. М. Соловьева). Со страниц журнала мыслители призывали к продолжению Великих реформ, созданию народного представительства во власти и созданию в России конституционного строя.
Проблемы течения
Либеральные мыслители были востребованы в 1860-1870-х годах — когда это соответствовало выбранному правительством пути — однако их идеи, конечно же, были неоднородны: одни утверждали, что Александр II медлит и делает для страны недостаточно, другие — что либеральное самодержавие является лучшим для России вариантом развития.
На фоне этих споров проводились и нелегальные собрания земских органов власти, и конфликты в университетах. Мыслители занимали разные позиции, реагируя на события в стране. К примеру, крупный публицист М. Н. Катков — издатель журнала «Московские ведомости» — после восстания в Польше сменит позицию, перейдёт к консерватизму и национализму.
Русские либералы так же занимали разные позиции по отношению к движению народников (революционных демократов): от сочувственной поддержки до искренней неприязни.
Окончательный раскол произошёл в 1881 году — после убийства Александра II — когда власть практически перестанет сотрудничать с либералами. После этого мыслителей (довольно условно) можно было разделить на три группы:
- Одни окончательно отказались от идей реформ и стали поддерживать монархический курс Александра III
- Другие, ввиду невозможности вести открытую политическую деятельность, стали пропагандировать свои идеи во всевозможных салонах, на частных встречах, в художественной литературе.
- Третьи сосредоточились на «теории малых дел» — ушли из политического поля, чтобы попытаться помочь простым рабочим и крестьянам своими силами, работая деревенскими врачами, учителями, библиотекарями.
Консерватизм
Буржуазные реформы оттеснили русских консерваторов на второй план, однако не убрали их с политической арены. Наоборот — расширение общественных свобод давало им больше пространства для дискуссий. Они выступали за сохранение позиций самодержавия, отстаивали интересы дворянства, отмечали ошибки и противоречия либеральных реформ.
Крупными представителями были:
- Уже упомянутый Катков, который писал о «заговоре» против России, что проявлялся в распространении социалистических идей и национального движения Польши, Финляндии, Кавказа и других регионов империи.
- Обер-прокурор Синода К. Победоносцев, оказавший огромное влияние на Александра III. Отстаивая идеи православия, он организовал гонения на Л. Н. Толстого и способствовал отставке либерального министра М. Т. Лорис-Меликова.
- Министр просвещения Д. А. Толстой — автор образовательной реформы 1871 года, что ограничила доступ гимназистов в университеты.
- Член Государственного совета П. А. Шувалов, который обладал огромным влиянием на Александра II. По его инициативе были ограничены многие либеральные реформы, за что получил прозвище «второй Аракчеев»
Несмотря на активные действия, консерваторы в 1870-х годах имели очень ограниченное влияние на общество, их идеи не были популярны ни в дворянской среде, ни в государственных органах (либеральных чиновников было больше). Расцвет деятельности всех вышеперечисленных наступит с приходом ко власти Александра III.
Русский нигилизм
В 1860-х годах в Россию проникает нигилистическая философия. Она получила свой колорит и отличалась от европейской. Основными теоретиками принято считать Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А Добролюбова. Существует термин шестидесятники, отражающий особую популярность идей нигилизма именно в это десятилетие XIX века.
Русский нигилизм — течение мысли, присущее молодомоу поколению 1850-1860-х годов, которое верило в материализм, отрицало бога и превозносило научные способы познания. Нигилисты увлекались естественными науками, отрицали современное им общество и стремились его разрушить.
Идеи нигилистов во многом были схожи с идеями ревоюционных демократов того времени, однако они действовали более эгоистично, необдуманно, спонтанно. Молодых студентов обвиняли в массовых поджогах 1862 года, а на основе работ Писарева и Чернышевского сформировалось множество кружков революционеров.
Ишутинцы
В середине 1860-х годов сложился кружок, получивший название от фамилии его лидера — Н. А. Ишутина. Его члены увлекались чтением Чернышевского, пытались воплотить его тексты в жизнь, мечтали о крестьянской революции.
В 1866 году член кружка Ишутинцев Дмитрий Каракозов совершит первое покушение на Александра II. Выстрел окажется неудачным, стрелка схватят и осудят на казнь, а революционный кружок разоблачат и разгроямят.
Нечаевцы
В 1869 году С. Г. Нечаев вернулся из заграничной поездки в Россию и начал формирование организации «Народная расправа» в Москве и Петербурге. Объявив себя членом несуществующего «Всемирного революционного совета», он пропагандировал идеи революционного преобразования России.
В Европе Нечаев познакомился с крупным теоретиком русского социализма Н. П. Огарёвым и анархистом М. А. Бакуниным, немного исказил их идеи и написал труд «Катехизис революционера», в котором утверждал, что человек, служащий ревоюции, должен ради неё отказаться от всех благ, от семьи, друзей, что ради революции можно лгать, убивать, ибо революция является высшей целью.
«Катехизис ревоюционера», Сергей Нечаев
…Итак, прежде всего должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергических деятелей, потрясти его силу…
Нечаев утверждал, что лишь бесприкословное подчинение ему в «Народной расправе» может привести их организацию к победе. Поэтому, когда один из студентов-участников (Иванов) усомнился в полномочиях лидера, по приказу Нечаева он был убит.
Уголовное дело по убийтву очень быстро привело к раскрытию организации, а от Нечаева отвернулись многие сподвижники и сочувствовавшие (в том числе и Огарёв с Бакуниным). Участники «Народной расправы» получат различные сроки, Нечаев был пожизненно заключён в Петропавловской крепости.
Нигилизм в целом и нечаевщина в частности являлись тревожными знаками, предостерегали о глубоком социальном кризисе в обществе. Народники и народовольцы, терроризировавшие русское общество в 1870-х годах, многое позаимствуют из этих течений.