- Умный справочник
- История
- Александр I: общественная мысль
Александр I: общественная мысль
Еще со времен Екатерины II, идеи Просвещения постепенно проникали в жизнь русского общества. Несмотря на то, что сама императрица разочаровалась в французской философии, а Павел I вообще запретил её распространение, всё больше дворян воспитывалось в атмосфере новых идей и идеалов.
Правление Александра I, воспитатель которого — Лагарп — был поклонником идей Ж.-Ж. Руссо, был обозначено смягчением цензуры и распространением европейской литературы. В его годы вырасло целое поколение аристократии, что была воспитана в либеральном духе.
Причины возникновения кружков
Помимо распространения идалов Просвещения, на формирование нового собщественного сознания повлияли и Отечественная война, и политика царя:
Если говорить про первое, то среди дворян распространялись те же настроения, что и в других сословиях: они тоже воевали и умирали за Россию, тоже ждали послаблений со стороны правительства, тоже желали реформ.
К середине 1810-х годов эти настроения лишь усиливались, и здесь уже сыграла роль деятельность самого Александра. Дискуссии о политических реформах, заказы царя на создание проектов об отмене крепостного права, введения конституции и отказ от них — все это некоторым образом дразнило общество, давало надежду и тут же её отнимало.

Ветераны войны были объединены общими опытом и идеологией, вместе видели, как живет Европа. Поэтому уже сразу после завершения заграничных походов в России появляется множество тайных обществ: Семёновская артель, Орден русских рыцарей, Священная артель и другие. Эпоха Александра I — это начало организованного общественного движения в истории России.
Союз Спасения
В 1816 году члены артелей объединились в организацию под названием Союз Спасения — небольшое общество (не более 30 человек), которое обозначило своими целями отмену крепостного права и принятие конституции. Главным отличием общества были выбранные методы: Союз предполагал только мирный способ проведения преобразований.
Главные участники общества:
- Павел Иванович Пестель
- Никита Михайлович Муравьёв
- Сергей Петрович Трубецкой
- Александр Николаевич Муравьёв
- Сергей Иванович Муравьёв-Апостол
Именно вопрос методов стал для общества камнем преткновения — не все члены поддерживали идею мирной оппозиции, возникали предложения о необходимости убийства царя. Из-за этих споров в 1818 году Союз Спасения самораспустился.
Союз Благоденствия
Большинство членов Союза Спасения в том же 1818 году сформировали новую организацию. И она уже больше была похожа на организацию: в ней состояло более 200 человек, были созданы региональные отделения Союза в Москве, Нижнем Новгороде и других городах, на базе Союза открывались литературные и просветительские общества, издавались журналы и газеты.
прим. Любопытно, но Союз Благоденствия не был тайным обществом — о его существовании знала большая часть высшего общества, включая Александра I лично. Однако это был лишь внешний облик организации, учредители, конечно, ставили перед собой не только просветительские цели.
Истинные цели у Союза Благоденствия были теми же, что и у Союза Спасения — конституционные реформы и отмена крепостного права. На собрании 1820 года члены общества продвинулись дальше и согласились с идеей о необходимости создать в России республику.

Предложения Пестеля о более радикальном пути решения проблем — убийстве царя и формировании временного правительства с диктаторскими функциями — снова не встретили поддержки. Однако именно из-за споров о методах Союз Благоденствия, как и предыдущий, распадётся в 1821 году. Его члены теперь пойдут двумя разными путями.
Северное Общество
С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв сразу договорились о формировании нового тайного общества после распада Союза Благоденствия. Организация получила название «Северное тайное общество» и базировалась в Петербурге. Помимо учредителей, в неё входили К. Рылеев, Н. Тургенев и А. Одоевский.
Официально СеверноеОбщество сложится к 1822 году, а его программным документом станет «Конституция» одного из его создателей — Никиты Муравьёва.

Основные положения «Конституции»
- Установление конституционной монархии, власть царя ограничивается исполнительной ветвью и контролируется парламентом.
- Создание двухпалатного парламента под названием «Народное вече».
- Федеративное разделение страны — у каждого региона должен быть свой парламент.
- Дарование народу политических прав (избирать и быть избранным) но с учётом имущественного ценза.
- Отмена крепостного права и предоставление крестьянам небольшого количества (две десятины) земли.
- Провозглашение свободы слова, печати, вероисповедания.
Южное Общество
Более радикально настроенные члены союзов организуют в 1821 году в Киеве Южное Общество во главе с Павлом Пестелем. Его члены поставят своей целью ликвидацию монархии путём военного переворота, так что группа строилась на более жестких иерархических началах. В организацию принимали только военных и требовали от них бесприкословного подчинения приказам.
Программным документом заговорщиков стала «Русска Правда» создателя группы — Пестеля.

Основные положения «Русской Правды»
- Установления в России республиканского строя.
- Создание однопалатного парламента под названием «Вече».
- Сохранение унитарного территориального устройства страны, отсутствие автономии и широких полномочий у регионов.
- Создание сложной системы исполнительной власти: распределение полномочий среди нескольких органов при наличии контролирующего.
- Отмена сословий, провозглашение равенства всех граждан России
- Отмена крепостного права и предоставление земле общине в полном размере (то есть предполагалось отчуждение земель у помещиков).
- Провозглашение свободы слова, печати, вероисповедания.
Реакция властей
Стоит иметь ввиду, что к началу 1820-х годов ситуация в стране стала меняться: религиозный мистицизм и революции в Европе заставили царя пересмотреть свое отношение к тайным обществам — в 1822 году издаётся указ о запрете деятельности масонских лож и тайных организаций.
Параллельно шло и давление государства на образование, с 1817 года все больше и больше влияния на программы училищ и университетов оказывала религия: министерство народного просвещения было переименовано в министерство духовных дел, а с 1819 года под руководством Магницкого проходила скандальная реформа Казанского университета, что включало в себя увольнения преподавателей и резкую смену программ обучения.
Напряжение между обществом и правительством росло, все искали повод, ждали момент, искру, с которой бы начался пожар восстания.
