banner
  1. Биология
  2. Задания на эксперимент
  3. Эксперимент по ботанике №2

Эксперимент по ботанике №2

Вариант
Варианты ЕГЭ
1
22 линия
№10716

Юный исследователь взял два ящика с почвой и высадил туда семена овса. В почву первого ящика не вносилось никаких добавок, в почву второго ящика была внесена измельченная банановая кожура. Остальные условия (полив, освещенность, температура) были для растений в двух ящиках одинаковыми на протяжении всего эксперимента. Уже через месяц было видно, что растения второй группы опережают овес из первого ящика по скорости роста и накопленной биомассе.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, для чего в эксперименте нужен был первый ящик, в почву которого не вносили банановую кожуру? Почему полив, освещенность и температура поддерживались одинаковыми на протяжении эксперимента для обоих ящиков?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

2
23 линия
№10715

Юный исследователь взял два ящика с почвой и высадил туда семена овса. В почву первого ящика не вносилось никаких добавок, в почву второго ящика была внесена измельченная банановая кожура. Остальные условия (полив, освещенность, температура) были для растений в двух ящиках одинаковыми на протяжении всего эксперимента. Уже через месяц было видно, что растения второй группы опережают овес из первого ящика по скорости роста и накопленной биомассе.

Юный исследователь на основе полученных результатов сделал вывод, что овес поглощал из банановой кожуры органические вещества (например, глюкозу), поэтому рост растений шел активнее. Согласны ли вы с данным выводом? Объясните результаты эксперимента. Удастся ли воспроизвести полученные результаты, если внести в почву вместо банановой кожуры раствор глюкозы?

3
22 линия
№10722

Исследователь определял развитие проростков фасоли в зависимости от состояния семядолей. У проростков первой группы он удалял семядоли практически полностью, у проростков второй группы оставил одну семядолю. Проростки первой группы быстро погибали, второй — были слабыми и плохо росли.

undefined

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

4
23 линия
№10721

Исследователь определял развитие проростков фасоли в зависимости от состояния семядолей. У проростков первой группы он удалял семядоли практически полностью, у проростков второй группы оставил одну семядолю. Проростки первой группы быстро погибали, второй — были слабыми и плохо росли.

undefined

Объясните результаты, полученные экспериментатором. Можно ли повторить данный эксперимент с растениями пшеницы? Аргументируйте ответ.

5
22 линия
№10751

Ученый одну группу ирисов высадил в теплицу с постоянной концентрацией СО2, равной атмосферной (0,02% по массе). Другую группу высадил в теплицу с массовой долей СО2, равной 0,2%. После нескольких месяцев выращивания растений ученый сделал препараты листьев ириса (см. рисунки).

undefined

Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в теплицах не поддерживалась одинаковая влажность воздуха.

6
23 линия
№10750

Ученый одну группу ирисов высадил в теплицу с постоянной концентрацией СО2, равной атмосферной (0,02% по массе). Другую группу высадил в теплицу с массовой долей СО2, равной 0,2%. После нескольких месяцев выращивания растений ученый сделал препараты листьев ириса (см. рисунки).

undefined

Какое растение (укажите номер) выращено в теплице с повышенной концентрацией СО2? Ответ поясните. Каково значение устьиц в жизнедеятельности растений?

7
22 линия
№11967

Ученый наблюдал за суточным ходом транспирации у групп растений с разной водообеспеченностью (степенью полива). Результаты эксперимента он отразил в виде схемы, где группы растений расположены в порядке уменьшения степени полива: 1 — транспирация без ограничения, в течение дня устьица полностью открыты, 2 — полуденное снижение транспирации, частичное закрытие устьиц в полдень, 3 — полуденное снижение транспирации, полное закрытие устьиц в полдень. 

undefined

Какую нулевую гипотезу (принимаемое предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать ученый перед постановкой эксперимента? Почему результаты опыта могут быть недостоверными, если освещенность растений была различной?

8
23 линия
№11966

Ученый наблюдал за суточным ходом транспирации у групп растений с разной водообеспеченностью (степенью полива). Результаты эксперимента он отразил в виде схемы, где группы растений расположены в порядке уменьшения степени полива: 1 — транспирация без ограничения, в течение дня устьица полностью открыты, 2 — полуденное снижение транспирации, частичное закрытие устьиц в полдень, 3 — полуденное снижение транспирации, полное закрытие устьиц в полдень. 

undefined

Предположите, почему у групп растений 2 и 3 устьица закрываются к полудню, а не в другое время дня. Как в этом опыте уменьшение степени полива влияет на транспирацию и состояние устьиц? Ответ поясните.

9
22 линия
№12066

Ученый провел эксперимент с листьями ириса. Для этого первая группа ирисов была посажена в теплицу с постоянной концентрацией углекислого газа, равной 0,03% по массе. Вторая группа была посажена в в теплицу с постоянной концентрацией углекислого газа, равной 0,3% по массе. После выращивания растений ириса в течение нескольких месяцев экспериментатор сделал препараты эпидермиса листьев и изучил их. Результаты эксперимента даны на рисунке.

undefined

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

10
23 линия
№12065

Ученый провел эксперимент с листьями ириса. Для этого первая группа ирисов была посажена в теплицу с постоянной концентрацией углекислого газа, равной 0,03% по массе. Вторая группа была посажена в в теплицу с постоянной концентрацией углекислого газа, равной 0,3% по массе. После выращивания растений ириса в течение нескольких месяцев экспериментатор сделал препараты эпидермиса листьев и изучил их. Результаты эксперимента даны на рисунке.

undefined

Почему у растений первой группы плотность устьиц на листе выше, чем у растений второй группы? Для чего растения поглощают углекислый газ из атмосферы?

11
22 линия
№12068

Экспериментатор взял семена различных растений и поместил их во флаконы с водой. Через некоторое время он определил количество впитанной воды каждым семенем. Оказалось, что семена разных растений впитывают воду в разных количествах.

РастенияКоличество впитанной воды от массы семени в %
Горох145%
Фасоль78%
Просо40%
Пшеница20%


Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что температура воды различалась во флаконах с семенами?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

12
23 линия
№12067

Экспериментатор взял семена различных растений и поместил их во флаконы с водой. Через некоторое время он определил количество впитанной каждым семенем воды. Оказалось, что семена разных растений впитывают воду в разных количествах.

РастенияКоличество впитанной воды от массы семени в %
Горох145%
Фасоль78%
Просо40%
Пшеница20%


Каким образом вода поступает в семена из раствора? Семена каких растений дадут большую всхожесть, если посадить в сухую почву? Ответ поясните.

13
22 линия
№12070

Экспериментатор взял по 80 г семян гороха, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного растения ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом. Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил набухшие семена каждой культуры. Оказалось, что семена различных культур впитывают различное количество воды. Результаты приведены в таблице.

РастениеИзменение массы семян, %
Горох145
Овес55
Кукуруза40
Просо20


Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что температура воды различалась в цилиндрах с семенами?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

14
23 линия
№12069

Экспериментатор взял по 80 г семян гороха, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного растения ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом. Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил набухшие семена каждой культуры. Оказалось, что семена различных культур впитывают различное количество воды. Результаты приведены в таблице.

РастениеИзменение массы семян, %
Горох145
Овес55
Кукуруза40
Просо20


Какую из взятых для опыта культур надо сеять весной в более ранние сроки при условии установившихся положительных значений температуры? Ответ поясните.

15
22 линия
№12088

Ученый провел эксперимент с ветками липы. Для этого он срезал три молодые ветки, на каждой из которых было 10 листьев. Ученый поместил каждую ветку в колбу с 200 мл воды, после чего аккуратно налил растительное масло на водную поверхность для предотвращения испарения. Каждый образец (колбу с веткой) он поставил на электронные весы в отдельные термостаты, в которых поддерживались значения температуры 10°С, 20°С и 30°С. Влажность в термостатах поддерживалась на уровне 60%. Через 1 час, измерив массы образцов, ученый определил, на какую величину уменьшилась масса каждого из них, но не подписал, какой результат и при каком условии был получен.

Номер образцаУменьшение массы, г
15,4
27,9
31,2


Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что размеры листьев на ветках липы из разных образцов различались?

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.