banner

27 линия
№68939
Не выполнено
Сообщить об ошибке

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу.  Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):

5'-АГЦАТГТААГЦТАТГЦТГАГАЦТГА-3'
3'-ТЦГТАЦАТТЦГАТАЦГАЦТЦТГАЦТ-5'

Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что конечная часть полипептида, кодируемая этим геном, имеет длину более четырех аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

undefined

Решение:
1) последовательность иРНК: 5'-АГЦАУГУААГЦУАУГЦУГАГАЦУГА-3';
2) в последовательности иРНК присутствует несколько стоп-кодонов;
3) синтез заканчивается на втором из них;
4) при завершении (терминации) синтеза на первом или третьем стоп-кодоне фрагмент полипептида имеет менее четырех аминокислот;
5) фрагмент открытой рамки считывания:
5'-(А)ГЦАУГУААГЦУАУГЦУГА-3';
6) последовательность полипептида: ала-цис-лиз-лей-цис.

Если в явном виде на иРНК указан верный стоп-кодон и отмечен верный фрагмент рамки считывания, то третий и пятый элементы засчитываются как верные.

Источник: Реальные задания (ЕГЭ, ФИПИ, Рохлов)