- Русский язык
- Реальные задания ЕГЭ
- Реальный вариант ЕГЭ-2023
Реальный вариант ЕГЭ-2023
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении второго абзаца текста. Запишите это местоимение.
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус — это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, — всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К. Г. Паустовскому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.
2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).
3) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.
4) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).
5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус — это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, — всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К. Г. Паустовскому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Автор использует эпитеты (тяжеловесной и неуклюжей композиции), чтобы показать, какой не должна быть проза.
2) Текст относится к научному стилю, потому что автор в подробностях описывает здание Главного штаба.
3) Автор не использует оценочную лексику, текст выделяется однородностью речевых конструкций, в тексте присутствуют только математические термины.
4) Автор восхищается классической архитектурой, сравнивания её с прозой.
5) Писатель использует разнообразные синтаксические конструкции, среди которых ряды однородных членов (Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений — оконных наличников и барельефов).
После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус — это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, — всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
(По К. Г. Паустовскому)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) дешевИзна
2) ерЕтик
3) черпАть
4) дОсуха
5) мозАичный
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Те студенты, которые претендовали на хорошую отметку, брались за самые трудные проекты, требовавшие ИСКУСНОГО черчения и тщательных расчётов.
Вадим шёл, неосознанно мягко ставя ногу и сначала проверяя место, как БЫВАЛЫЙ путешественник.
По мнению диетологов, СЫТНЫЙ завтрак, средний по размеру обед и скромный ужин являются залогом хорошего самочувствия и достаточного количества энергии на протяжении всего дня.
Когда художник создавал пейзаж, он многократно спускался в долину, чтобы ОБХВАТИТЬ взглядом холмы и горы, и поднимался на гору, чтобы увидеть долину.
Пётр был для неё ЖЕЛАННЫМ другом, с которым она хотела бы поговорить в эту, пожалуй, самую трудную минуту своей жизни.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
цепь ОБЛАКОВ
ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
ВЫЛОЖИ на сайт
опытные ДОКТОРА
много ВАФЛЕЙ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение сложного предложения
1) Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.
2) Из листового металла не только делают корпуса машин, но и посуду.
3) Наиболее древней является письменность шумеров, жившие в Междуречье в Средней Азии.
4) Стая лебедей летели в тёплые края.
5) Одним из самых известных университетов в Москве стал МГУ.
6) Бетховен продолжил линию развития музыки, которую начали его предшественники.
7) Степан чувствовал то, как всё тело ломит и от усталости слипаются глаза.
8) Собрав техническую конструкцию, умельцы создали прибор своими руками.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ст..листический, заб..рать, ветер..нар
2) укр..щать (зверя), покл..ниться, в..рсистый
3) г..роизм, вып..л (воды), л..бединый
4) наст..рожившись, рит..рика, р..сту
5) ч..рующий, пок..ление, схв..тка
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..карманить, пр..терпеться (к боли), пр..уныл
2) пре..написанное, на..кусил, по..править
3) не..держанный, и..бежать, во..препятствовать
4) не..глядный, от..бравший, запр..кинуть
5) в..юнок, меж..ярусный, ад..ютант
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) насмешл..вый, милост..вый
2) наста..вая, владел..ц
3) ноч..вка, реш..нный
4) ступенч..тый, изредк..
5) обеспеч..вать, обидч..вый
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (собаки) чу..т, (ученики) ответ..т
2) (враги) ка..тся, (ветра) гон..т
3) вскоч..шь, вспен..вшийся
4) обяж..шь, предусмотр..нный
5) дремл..щий (дедушка), (туманы) стел..тся
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Быстрое и (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение тренера привело к проигрышу команды.
Туристы шли (НЕ)СПЕША до тех пор, пока не пошёл дождь, который испортил прогулку.
(НЕ)ДОЖДАВШИСЬ окончания фильма, зрители начали расходиться.
Преподаватель, ничуть (НЕ)ПРЕУВЕЛИЧИВАЮЩИЙ работу студента, лестно отозвался о ней.
Ремонт музыкальной школы (НЕ)ЗАКОНЧЕН.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
При входе в лес я повернул (НА)ПРАВО и пошёл (В)ДАЛЬ.
Я получила письмо (ОТ)ТОГО попутчика, с которым летела (В)МЕСТЕ в Москву.
(С)УТРА шёл (ПО)НАСТОЯЩЕМУ осенний дождь, и становилось жаль уходящего лета.
В ТО(ЖЕ) самое время мы увидели уставшего, (ЗА)ТО счастливого Костю.
Петухи кричали (В)МЕСТЕ и (ПО)ОДНОМУ, и их голоса сливались с чириканьем воробьёв.
Укажите все цифры, на месте которых пишется только одна буква Н.
Только великие умы были удостое(1)ы находиться в торжестве(2)ом зале, стены которого были увеша(3)ы стари(4)ыми картинами.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ночью ветер злится да стучит в окно.
2) Клёны и осины оделись в жёлтые оранжевые и пурпурные юбки.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
4) Передо мной лежало пожелтевшее написанное знакомым почерком письмо.
5) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашками.