- Русский язык
- Тренировочные варианты
- Декабрь. Пробник №10
Декабрь. Пробник №10
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. <…> тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
(По М. А. Шолохову)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) НАРОД. Население государства, жители страны. Российский народ.
2) ОБЩЕСТВЕННЫЙ. Принадлежащий обществу, коллективный. Общественное имущество.
3) МУДРОСТЬ. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Народная мудрость.
4) ДОЙТИ. Проникнуть в сознание, вызвать отклик. Смысл слов не дошёл до кого-нибудь.
5) ЖИЗНЬ. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растения.
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. <…> тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
(По М. А. Шолохову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Данный текст относится к научному стилю речи, так как в нём присутствуют термины (история, общественный строй, мировоззрение, эпохи) и количественные числительные, обозначающие точные цифры (тысячи, десятки тысяч).
2) Автор выражает свою позицию, используя метафоры, сравнения, эпитеты и антитезу.
3) Четвёртый абзац посвящён описанию деятельности В. И. Даля и характеристике созданного им наиболее полного «Толкового словаря живого великорусского языка».
4) К синтаксическим особенностям данного текста можно отнести наличие обращений и неполных предложений.
5) Для данного текста характерно использование лексики, обозначающей понятия культуры (язык, слово, творчество, пословица и др.).
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. <…> тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
(По М. А. Шолохову)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) бухгАлтеров
2) докумЕнт
3) Эксперт
4) жИлось
5) запломбировАть
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) В начале работы я учился описывать собственную внешность несколькими фразами, не раз составлял свой СЛОВЕСНЫЙ портрет.
2) Ракета ОТКЛОНИЛАСЬ от цели на 30 км влево, а при входе в плотные слои атмосферы полностью разрушилась.
3) Теперь, по приезде Левитана то ли с Волги, то ли из Тверской губернии, ранним утром раздается легкий ПОЧТЕННЫЙ стук в дверь.
4) Весь процесс ПРОИЗВОДСТВА упаковочной продукции продолжался не более двадцати четырех часов.
5) Но пастух оказался не из робкого десятка, – с самого детства упрямый, ПУГАННЫЙ непогодой и хищными зверями.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
После удачной атаки, круто изменившей ход сражения, командующий флотом высказал благодарность всему личному составу корабля.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара НОСКОВ
варенье из ВИШЕН
более ВОСЬМИСТА километров
к первому АПРЕЛЯ
дом ПОЛОН гостей
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
Предложения
1) На этот раз Тимоша, вопреки обыкновению, был отнюдь не расположен со мной беседовать.
2) Прежде всего, их, забывающих ту довоенную жизнь, поражали прекрасный мраморный зал особняка, яркий свет, роскошные люстры.
3) Пока не удается заняться этим вплотную из-за квартирного вопроса, но все же я повышаю свой уровень, читаю разные произведения согласно плана.
4) Переходя из клетки в клетку, вирус может прихватывать с собой кусочек ДНК прежнего хозяина и встроить его в геном следующего.
5) Люди часто прислушиваются и следуют советам авторитетных врачей.
6) Этот бар сохранил часть своего обаяния, говорят, что О.Генри написал здесь рассказ «Дары волхвов».
7) Они хотели перегородить бетонными блоками все здания: воинские части, больницы, школы, вокзалы.
8) Распоряжение адмирала удивило и капитана, и всех, раньше не плававших офицеров с ним.
9) Убирая в сумочку пластиковую карточку, у Лизаветы сломалась молния.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Суверен..тет, комб..нация, инт..ллигентный
2) Соч..тание, посп..шишь, (лес) пор..дел
3) К..нонада, т..лант, н..велла
4) Тр..вожится, гал..рея, прид..рётся
5) Трущ..ба, (совершил) подж..г, ш..фёр
У кажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) меж..здательский, воз..меть, раз..скивать
2) бе..хитростный, во..стание, ра..писание
3) п..ешь (из кружки), об..ят (пламенем), об..единение
4) пр..успеть, пр..кратить, пр..мадонна
5) пр..верженец, пр..оритет, пр..умолкнуть
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усидч..вый, переменч..вый
2) каракул..вый, глянц..вый
3) щегол..ватый, находч..вый
4) ружь..цо, селень..це
5) корот..нький, син..ватый
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (травы) колыш..тся, клокоч..щий
2) (собака) обессил..ла, обруш..вшийся (мост)
3) (девушки) пиш..т, (курицы) кудахч..т
4) издава..мый, (он) воздвигн..т
5) (скатерть) стел..тся, завис..мый
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Облако (НЕ)ПОДВИЖНО стоит над пустыней, чуть розовея.
2) Мария бродила по парку, и ещё (НЕ)ОПАВШИЕ листья проводили по лицу холодными пальцами.
3) Недостаточный уровень автоматизации — далеко (НЕ)ОСНОВНОЕ препятствие на пути развития электронного бизнеса в России.
4) Сестра тяжело вздыхает, перелистывает, (НЕ)ЧИТАЯ, страницы книги.
5) Я в состоянии заплатить вам этот (НЕ)СЧАСТНЫЙ целковый.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ прохожим увязалась собака, которая учуяла в его сумке запах колбасы.
2) (И)ТАК, что ты мне можешь сказать (ПО)ЭТОМУ поводу.
3) Нужно, ЧТО(БЫ) он ТАК(ЖЕ) хорошо водил машину, как его отец.
4) Тогда я пойду ей (НА)ВСТРЕЧУ, и она (ТО)ЖЕ не заблудится.
5) (С)НАЧАЛА я сильно боялся темноты, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ поборол свой страх.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.