- Русский язык
- Тренировочные варианты
- Декабрь. Пробник №3
Декабрь. Пробник №3
Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите эту частицу.
У каждого человека есть свой «остров»: свой родник, свой источник, свой ручей, своя гора или даже просто знаковое дерево, с которым он сроднился в детстве и который остаётся в памяти навсегда.
Этот островок движется в нашем сознании параллельно событиям нашей жизни. Что бы с нами ни случилось, он всегда готов прийти на помощь: напоить чистой водой, открыть новые синие горизонты или упрятать в тень от изнурительной жары… Это защитная реакция организма на нашу исполосованную стрессами взрослую жизнь.
Для меня таким оазисом всегда была и есть Александровская сопка, расположенная в окрестностях города Златоуста, на камнях которой прошла значительная часть моего бродячего детства. Именно с высоты её скал я впервые осознал бесконечность нашего бытия: чем выше поднимаешься, тем тебе всё больше и больше открывается новых хребтов, невидимых ранее, и нет им ни конца ни края…
И вот я приехал в город Златоуст и ушёл с неподъёмным рюкзаком на Александровскую сопку, где более месяца прожил в палатке на небольшой поляне, окружённой глыбами камней, покрытых цветными лишайниками. Под одним из камней бил родник, из которого вытекал говорливый ручеёк, терявшийся в корнях большого куста дикой смородины.
Запах чая, заваренного из листьев этого куста, уходил в низину, смешиваясь с непроглядным туманом. Смородиновый чай, приправленный зверобоем и мятой, возвращал меня в годы моей творческой юности…
Теперь, когда я думаю о моих друзьях, навсегда покинувших наше Отечество, я их за это не виню. <…> они не пили воду из родника у Александровской сопки.
(По К. В. Скворцову)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и горячий источник. Источник минеральной воды.
2) ЖИЗНЬ. Время существования живого организма от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.
3) ЧИСТЫЙ. перен. Нравственно безупречный, честный, правдивый. Сказать от чистого сердца. С чистой совестью.
4) ОАЗИС. Место в пустыне или полупустыне, где есть растительность и вода. Оазис среди песков. Стоянка каравана в оазисе.
5) ДИКИЙ. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприручённый, неодомашненный (о животных). Дикие племена. Дикая яблоня. Дикие леса. Дикая утка.
У каждого человека есть свой «остров»: свой родник, свой источник, свой ручей, своя гора или даже просто знаковое дерево, с которым он сроднился в детстве и который остаётся в памяти навсегда.
Этот островок движется в нашем сознании параллельно событиям нашей жизни. Что бы с нами ни случилось, он всегда готов прийти на помощь: напоить чистой водой, открыть новые синие горизонты или упрятать в тень от изнурительной жары… Это защитная реакция организма на нашу исполосованную стрессами взрослую жизнь.
Для меня таким оазисом всегда была и есть Александровская сопка, расположенная в окрестностях города Златоуста, на камнях которой прошла значительная часть моего бродячего детства. Именно с высоты её скал я впервые осознал бесконечность нашего бытия: чем выше поднимаешься, тем тебе всё больше и больше открывается новых хребтов, невидимых ранее, и нет им ни конца ни края…
И вот я приехал в город Златоуст и ушёл с неподъёмным рюкзаком на Александровскую сопку, где более месяца прожил в палатке на небольшой поляне, окружённой глыбами камней, покрытых цветными лишайниками. Под одним из камней бил родник, из которого вытекал говорливый ручеёк, терявшийся в корнях большого куста дикой смородины.
Запах чая, заваренного из листьев этого куста, уходил в низину, смешиваясь с непроглядным туманом. Смородиновый чай, приправленный зверобоем и мятой, возвращал меня в годы моей творческой юности…
Теперь, когда я думаю о моих друзьях, навсегда покинувших наше Отечество, я их за это не виню. <…> они не пили воду из родника у Александровской сопки.
(По К. В. Скворцову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю речи, рассчитан на широкую аудиторию и написан понятным, доступным языком. Описание и повествование в тексте передают наблюдения автора, который делится личными переживаниями.
2) В тексте есть сложноподчинённые предложения, предложения, осложнённые обособленными определениями.
3) Использование метафоры (Этот островок движется в нашем сознании параллельно событиям нашей жизни. Что бы с нами ни случилось, он всегда готов прийти на помощь: напоить чистой водой, открыть новые синие горизонты или упрятать в тень от изнурительной жары…); эпитетов (говорливый ручеёк, с непроглядным туманом) способствует эмоциональности изложения, помогает выразить точку зрения автора.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные и вставные конструкции.
5) Жанр текста – путевые заметки – позволяет автору передать уклад жизни, нравы и обычаи той местности, которую он описывает, отразить динамику настроения рассказчика.
У каждого человека есть свой «остров»: свой родник, свой источник, свой ручей, своя гора или даже просто знаковое дерево, с которым он сроднился в детстве и который остаётся в памяти навсегда.
Этот островок движется в нашем сознании параллельно событиям нашей жизни. Что бы с нами ни случилось, он всегда готов прийти на помощь: напоить чистой водой, открыть новые синие горизонты или упрятать в тень от изнурительной жары… Это защитная реакция организма на нашу исполосованную стрессами взрослую жизнь.
Для меня таким оазисом всегда была и есть Александровская сопка, расположенная в окрестностях города Златоуста, на камнях которой прошла значительная часть моего бродячего детства. Именно с высоты её скал я впервые осознал бесконечность нашего бытия: чем выше поднимаешься, тем тебе всё больше и больше открывается новых хребтов, невидимых ранее, и нет им ни конца ни края…
И вот я приехал в город Златоуст и ушёл с неподъёмным рюкзаком на Александровскую сопку, где более месяца прожил в палатке на небольшой поляне, окружённой глыбами камней, покрытых цветными лишайниками. Под одним из камней бил родник, из которого вытекал говорливый ручеёк, терявшийся в корнях большого куста дикой смородины.
Запах чая, заваренного из листьев этого куста, уходил в низину, смешиваясь с непроглядным туманом. Смородиновый чай, приправленный зверобоем и мятой, возвращал меня в годы моей творческой юности…
Теперь, когда я думаю о моих друзьях, навсегда покинувших наше Отечество, я их за это не виню. <…> они не пили воду из родника у Александровской сопки.
(По К. В. Скворцову)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) соврАла
2) туфлЯ
3) начАв
4) прозОрлива
5) довезЁнный
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.
Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.
С. Я. Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.
БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Его нелепые жесты и мимика во время пения каждый раз создавали бурную реакцию зрителей.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
деревенские ЛЕКАРИ
до пяти ГРАММОВ на литр
уже убраны ХЛЕБА (злаки)
ИХНИЕ вещи
в КРАТЧАЙШИЕ сроки
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
А) неправильное присоединение деепричастного оборота
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) неправильное присоединение несогласованного приложения
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Предложения
1) Многим ребятам, прочитавшие это произведение, оно не понравилось.
2) Странный и по-своему неплохой человек, Порфирий Петрович хочет, чтобы Раскольников сам признался в преступлении.
3) Теория Раскольникова, конечно, совсем мрачная, а ей еще придали некий зловещий колорит.
4) Заметив, что его подозревают, Раскольникову приходит мысль запутать следствие.
5) Разумихин, практичный, прямой и честный человек, совсем не походит на своего более романтичного друга.
6) Все, кто прочитали роман, надолго остались под впечатлением от этого эпизода.
7) В романе «Преступлении и наказании» у главного героя есть так называемые «двойники».
8) Соня говорит Раскольникову, что я пойду за тобой на каторгу.
9) Свидригайлов, уставший носить на себе груз всей той мерзости, которая ему некогда была так приятна, совершает самоубийство.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Ор..гинальный, д..летант, изм..рение
2) Р..стовщик, ум..лять (о пощаде), заг..релый
3) В..кансия, нав..ждение, р..внина
4) Бл..стеть, разр..дить (посадки), сув..ренитет
5) Экстр..мальный, экспер..мент, оп..реться
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..правнук, поз..прошлый, р..ссыпать
2) пр..давать (значение), пр..брежный, беспр..станно
3) ад..ютант, с..ёжиться, сверх..естественно
4) без..нициативный, от..скать, пред..юльский
5) и..целение, не..быточный, ни..провергать
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) корн..вой, малочисл..нный
2) плать..це, рубц..вать
3) расплывч..тый, игольч..тый
4) человеч..ство, крив..зна
5) туч..нька, тиш..на
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пропуст..шь, откро..шь
2) увол..нный, наполня..мый (бочонок)
3) (он) хлопоч..т, (он) слыш..т
4) скле..вший , увид..вший
5) распил..нный, повал..нный
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мы пришли в гости к ещё (НЕ)ОБЖИВШИМСЯ в новой квартире друзьям.
2) (НЕ)ДОГОВАРИВАТЬ важные факты – то же самое, что и расчетливо лгать.
3) Очень (НЕ)СПЕШНОЙ походкой шел Вася к дому.
4) (НЕ)НАВЯЗЧИВЫЙ, но приятный аромат духов почувствовал в темноте Анатоль.
5) (НЕ)ЗАБЫВАЯ ни на секунду последнее отправленное сообщение, Ангелина не решалась вновь написать первой.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Туча (ПО)ПРЕЖНЕМУ грозно висела над посёлком, но (ПРИ)ЭТОМ на западном склоне неба уже желтел едва приметный сноповидный пучок солнечных лучей.
2) Ночь прошла тревожно и тоскливо, где-то (С)ПРАВА за холмом гремело, а (НА)УТРО луг, и лес, и нива — всё в росе курилось и блестело.
3) Я убрал свой парус, снял руль, ЧТО(БЫ) не сбивало водой, и ТО(ЖЕ)подошел к повозке.
4) Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюшке свою корзинку и платила ему пятак (ЗА)ТО, что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа таскал за ней эту корзину.
5) (ПО)ЗИМНЕМУ задумчивый лес КАК(БЫ) притаился в тревоге.
Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
В гости(1)ой стоял стекля(2)ый столик с оловя(3)ым подносом, на котором были красиво разложе(4)ы печеные яблоки, а чугу(5)ый камин грел дом и создавал уют.