- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №12
Вариант ФИПИ №12
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
(1)В числе пяти внешних чувств человека имеется одно, до сих пор почти не осмысленное. (2)Наши языки выработали пару глаголов: слушать — слышать. (3)Выработали другую: смотреть — видеть. (4)Но в осмыслении нашего чувства осязания и того, что мы можем воспринимать через него, произошла какая-то заминка, несоразмерное запоздание. (5)Мы обычно «осязаем» в смысле механического получения осязательных впечатлений, но отнюдь не осязаем на уровне осознанности <…> впечатлений. (6)Как бы «смотрим», но не «видим», «слушаем», но не «слышим». (7)Кто и когда испытывает хоть каплю удовольствия и хоть секунду задумывается над тем, что он чувствует, прикасаясь к предметам обихода, к стенам и полу жилищ, к растениям, к воде, к земле?
(8)По крайней мере, половина человечества, то есть свыше миллиарда людей, ходит босиком. (9)Разумеется, это здо́рово, полезно и удобно. (10)Но одни при этом не испытывают вообще ничего сколько-нибудь заметного, другие — чисто телесное удовольствие, поскольку поступь разутого человека, к этому привычного, вообще легче и свободнее. (11)Если же я знаю, что всякий мой шаг есть прикосновение к телу родимой Земли; что малейшие изгибы почвы, изменения её влажности и сухости, прохладности и теплоты, шершавости и гладкости, мягкости и твёрдости, плотности и рассыпчатости есть не что иное, как её речь ко мне, — я испытываю, кроме телесного удовольствия, непередаваемое чувство, похожее на тёплую, упоительную радость.
(По Д. Андрееву)
В rexcre выделено пать слов. Укажите зарианты ответов, в КОТОрых дексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯЗЫК. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
2) УРОВЕНЬ. Степень развития, качественное состояние чего-н. Культурный y. У. знаний.
3) КАПЛЯ. ед., перен., чего. Самое малое количество чего-н. (разг.). Хоть бы к. благоразумия.
4) СВОБОДНЫЙ. Незатруднённый, совершающийся легко, без помех. Свободные движения. Свободное дыхание. Свободно (нареч.) говорить по-французски.
5) ТЁПЛЫЙ. полн. ф. Близкий к цвету огня. Тёплые тона (красный, оранжевый, жёлтый, коричневый).
(1)В числе пяти внешних чувств человека имеется одно, до сих пор почти не осмысленное. (2)Наши языки выработали пару глаголов: слушать — слышать. (3)Выработали другую: смотреть — видеть. (4)Но в осмыслении нашего чувства осязания и того, что мы можем воспринимать через него, произошла какая-то заминка, несоразмерное запоздание. (5)Мы обычно «осязаем» в смысле механического получения осязательных впечатлений, но отнюдь не осязаем на уровне осознанности <…> впечатлений. (6)Как бы «смотрим», но не «видим», «слушаем», но не «слышим». (7)Кто и когда испытывает хоть каплю удовольствия и хоть секунду задумывается над тем, что он чувствует, прикасаясь к предметам обихода, к стенам и полу жилищ, к растениям, к воде, к земле?
(8)По крайней мере, половина человечества, то есть свыше миллиарда людей, ходит босиком. (9)Разумеется, это здо́рово, полезно и удобно. (10)Но одни при этом не испытывают вообще ничего сколько-нибудь заметного, другие — чисто телесное удовольствие, поскольку поступь разутого человека, к этому привычного, вообще легче и свободнее. (11)Если же я знаю, что всякий мой шаг есть прикосновение к телу родимой Земли; что малейшие изгибы почвы, изменения её влажности и сухости, прохладности и теплоты, шершавости и гладкости, мягкости и твёрдости, плотности и рассыпчатости есть не что иное, как её речь ко мне, — я испытываю, кроме телесного удовольствия, непередаваемое чувство, похожее на тёплую, упоительную радость.
(По Д. Андрееву)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Использование метафор (испытывает хоть каплю удовольствия...; ...всякий мой шаг есть прикосновение к телу родимой Земли; непередаваемое чувство, теплую упительную радость) и эпитетов (малейшие изгибы; родимой Земли; непередаваемое чувство, тёплую, упоительную, радость) способствует эмоциональности, образности изложения, помогает выразить точку зрения автора.
2) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины и терминологические сочетания (глагол, осязание, механический предмет обихода, жилище и др.).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами языка, среди которых — назывные предложения, вводные слова и конструкции.
4) Во втором (2) абзаце текста автор рассуждает о том, что необходимо знать человеку, чтобы испытывать «непередаваемое чувство, похожее на тёплую, упоительную радость».
5) Текст относится к научному стилю, так как цель автора текста — ознакомление читателей с научной проблемой проявления чувств человека.
(1)В числе пяти внешних чувств человека имеется одно, до сих пор почти не осмысленное. (2)Наши языки выработали пару глаголов: слушать — слышать. (3)Выработали другую: смотреть — видеть. (4)Но в осмыслении нашего чувства осязания и того, что мы можем воспринимать через него, произошла какая-то заминка, несоразмерное запоздание. (5)Мы обычно «осязаем» в смысле механического получения осязательных впечатлений, но отнюдь не осязаем на уровне осознанности <…> впечатлений. (6)Как бы «смотрим», но не «видим», «слушаем», но не «слышим». (7)Кто и когда испытывает хоть каплю удовольствия и хоть секунду задумывается над тем, что он чувствует, прикасаясь к предметам обихода, к стенам и полу жилищ, к растениям, к воде, к земле?
(8)По крайней мере, половина человечества, то есть свыше миллиарда людей, ходит босиком. (9)Разумеется, это здо́рово, полезно и удобно. (10)Но одни при этом не испытывают вообще ничего сколько-нибудь заметного, другие — чисто телесное удовольствие, поскольку поступь разутого человека, к этому привычного, вообще легче и свободнее. (11)Если же я знаю, что всякий мой шаг есть прикосновение к телу родимой Земли; что малейшие изгибы почвы, изменения её влажности и сухости, прохладности и теплоты, шершавости и гладкости, мягкости и твёрдости, плотности и рассыпчатости есть не что иное, как её речь ко мне, — я испытываю, кроме телесного удовольствия, непередаваемое чувство, похожее на тёплую, упоительную радость.
(По Д. Андрееву)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) кОнусов
2) обострЁнный
3) газопрОвод
4) средствА
5) шофЁр
B одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Хром, марганец и никель являются КРАШЕНЫМИ веществами и компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров, отмечены на вокзале специальными плакатами.
Для безопасного выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо ОГОРОДИТЬ соответствующую зону.
He любому читателю станут ПОНЯТНЫМИ принципы, которые лежат в основе булгаковского романа.
Наташа прислушалась к молитвам и ВЗДОХАМ матери.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нужны КОНТЕЙНЕРЫ
TPЁXCTA книгах
им ДВИЖЕТ тщеславие
банка TOMATOB
OБA супруга
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Предложения
1) Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился.
2) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
3) Те, кто смотрит сериалы, наверняка знают об экранизации романа Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго", впервые опубликованный за рубежом.
4) Воспринимая на слух некоторые слова, происходит искажение смысла текста.
5) Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что "я женат и счастлив".
6) Прочитав роман известного писателя, я задумался о подлинном источнике этой книги.
7) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления "законодателей", которые раз и навсегда определили как звучание слов в языке.
8) Услышав или прочитав слово "стремянка", вряд ли кто-то вспомнит о стремени для всадника.
9) Все, кто любит поэзию Н. А. Некрасова, знает о его трудном жизненном и творческом пути.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ср..внять (счёт), пок..ряющий (вершины), асф..льтировать
2) возн..кновение, пр..бирается (через лес), экстр..мальный
3) обв..нить, воспом..нание, в..негрет
4) выр..щенные (цветы), нак..лить (утюг), б..лкон
5) выгл..деть, вы..вить, св..щенный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..рывистое (движение), пр..следовать, пр..странный (случай)
2) (всероссийские) ..дравницы, обе..главить, во...даяние
З) в..зомнить, пред..ставить, з..облачные (цены)
4) фельд..егерь, супер..яхта, под..езд
5) пре..приниматель, по..сказка (в загадке), на..кусить
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) девч..нка, корч..вка (деревьев)
2) лед..ной, серебр.ный (призёр)
3) белорус..кий, декабрь..кий
4) преповед..вать, исслед..вать
5) груз..ик (профессия), гон..ик
Укажите варианты ответов, в которых B обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) добыва..мый, ове..нный (прохладой)
2) накорм..шь, закле..вший
3) (автомобиль) движ..тся, вычистшь
4) волну..щийся (отец), стро..тся (роты)
5) рокоч..щий (самолёт), (ивы) плач..т
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Виктор знал, что (НИ)ЧЕМ перед матерью не провинился.
2) Тебе (НЕ)ЧЕГО от меня скрывать.
З) Марья Дмитриевна НИ(В)ЧЁМ не прекословила мужу.
4) (НИ)ОДИН из потомков Лаврецкого не поднялся выше стольника.
5) Отец Паншина слыл за ловкого, (НЕ)ОЧЕНЬ надёжного, но милого и задушевного малого.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а (ЗA)TEM уехал на соревнования по горным лыжам.
2) (В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.
3) В романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.
4) (OT)TOГO места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.
5) (ПО)MИMO отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы TAK(ЖE) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
Залы 32 и 33 прославле(1)ой Третьяковской галереи посвяще(2)ы творчеству М. А. Врубеля. Они заметно отличаются от других комнат галереи тёмным цветом стен и приглуше(З)ым освещением. Здесь расположе(4)а картина «Сирень», на которой художником изображе(5)а словно сошедшая на землю душа сиреневого куста.