- Русский язык
- Варианты ФИПИ 2025
- Вариант ФИПИ №11
Вариант ФИПИ №11
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем (5) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические крики каторжника показались театральными.
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть?
Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши. Изумительно искренно, с невероятной силою прозвучало неоднократно и в разных тонах повторённое требование каторжника:
Я хочу видеть этого человека!
Даже нe верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм <...> был неуловим, тяжесть каменных слов - капризно равновесна. Казалось, что он мечет их, одно - себе под ноги, другое - далеко, третье - в чьё-то ненавистное ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час.
(По М. Горькому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЧИТАТЬ. Воспринимать зрительно и интеллектуально какое-нибудь произведение. Юноша много читает.
2) ХАРАКТЕР. Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Затяжной х. болезни. Х. местности.
3) КАМЕННЫЙ. перен. Равнодушный, бесчувственный, жестокий. Каменное сердце.
4) TOH. Характер, оттенок красок, цвета по яркости, тона, колориту. Светлые, пастельные тона. Холодные тона.
5) КОРПУС. Совокупность лиц, объединённых общностью официального положения. Дипломатический к.
Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические крики каторжника показались театральными.
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть?
Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши. Изумительно искренно, с невероятной силою прозвучало неоднократно и в разных тонах повторённое требование каторжника:
Я хочу видеть этого человека!
Даже нe верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм <...> был неуловим, тяжесть каменных слов - капризно равновесна. Казалось, что он мечет их, одно - себе под ноги, другое - далеко, третье - в чьё-то ненавистное ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час.
(По М. Горькому)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к официально-деловому стилю: он лишён эмоциональности, авторское «я» в тексте отсутствует, все слова употреблены в прямом значении во избежание их двоякого толкования.
2) Цель текста - дать чёткие рекомендации тем, кто хотел бы научиться выразительно читать стихотворения русских поэтов.
3) Выразительность текста достигается за счёт использования рядов однородных членов предложения, приёма противопоставления, неполных предложений, употребления эпитетов («трагические крики», «с невероятной силою»‚ «каменные слова»).
4) Автор вовлекает читателя в диалог, используя в своей речи вопросительные предложения (Что ты? Смерть?).
5) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: в нём употребляются отглагольные существительные (чтение, требование), причастные обороты (неоднократно и в разных тонах повторённое, тоской горящие, окружавшей поэта в тот час), сложные предложения с разными видами связи между частями.
Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические крики каторжника показались театральными.
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть?
Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши. Изумительно искренно, с невероятной силою прозвучало неоднократно и в разных тонах повторённое требование каторжника:
Я хочу видеть этого человека!
Даже нe верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм <...> был неуловим, тяжесть каменных слов - капризно равновесна. Казалось, что он мечет их, одно - себе под ноги, другое - далеко, третье - в чьё-то ненавистное ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час.
(По М. Горькому)
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) партЕр
2) нАчатый
3) клалА
4) врУчит
5) жАлюзи
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали политики дружественных стран.
Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на обмен веществ в организме.
Стремясь к объективной оценке происходящего, педагог старался не выражать ЛИЧНОГО мнения.
Актриса, получившая награду, доказала, что вовсе не обязательно обладать ЭФФЕКТНОЙ внешностью.
Главное - не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употребляемое неверно слово. Запищите подобранное слово, соблюдая нормы современного литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Любому живому существу, попавшему в трудную ситуацию, нужно проявлять помощь.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ЯБЛОК
РАЗОЖЖЁМ костёр
рота СОЛДАТОВ
в ДВЕ тысячи одиннадцатом году
ДВУМЯСТАМИ экземплярами
Установите соответствие между грамматическими ощибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения нарушение в построении предложения
В) несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
Предложения
1) B древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
2) В этом учебном году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
4) Тот, кто отправился B поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.
8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) упл..тнять, (лесные) зар..сли, укр..титель
2) об..яние, сокр..щение, приск..кать
3) подр..стковый, пок..рать, кр..мешная (тьма)
4) апп..тит, сер..ал, нач..нающий
5) соц..альный, ц..гане, ц..клон
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..дпринять, пр..мудрый, пр..сечь (нарушение)
2) чре..вычайное (происшествие), и..расходовать, бе..срочный
3) от..граться, с..мпровизировать, роз..ск (преступника)
4) в..ющееся (растение), необ..ятный, п..еса
5) з..каляющийся, пр..язык, н..дстроить
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) испыт..вать, потреб..вать
2) ливн..вые (дожди), ослаб..вать
3) задумч..вый, (новый) владел..ц
4) вывеш..вать, завистл..вый
5) раскрепощ..нность, еж..вые (рукавицы)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) трат..т (деньги), (дачники) кос..т (траву)
2) (водопады) клокоч..т, лопоч..щий (ребёнок)
3) (ветры) гон..т, (снега) раста..т
4) стел..щийся (туман), кол..щий (предмет)
5) замес..шь (тесто), движ..мый (сочувствием)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) В. Г. Короленко пишет о людях, (НЕ)ПОКОРИВШИХСЯ судьбе, полных желания правды и свободы.
2) Он ехал, как ему казалось, всё время прямо, ничего (НЕ)ВИДЯ перед собой, кроме головы лошади.
3) По природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.
4) Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение М. А. Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.
5) Голос Ю. Б. Левитана был (НИ)СКОЛЬКО не похож на голоса всех остальных дикторов.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
1) И вот на просеке, заваленной снегом, я увидел, как с одного дерева (В)НИЗ спустилась БУД(ТО) паутина.
2) Ворошилов вызвал выражение изумления на лице ТОГО(ЖЕ) самого Бамбаева небрежно и (B)СКОЛЬЗЬ кинутым замечанием о Маколее.
3) Следует упомянуть, ХОТЯ(БЫ) некстати, о книге КАКОГО(НИБУДЬ) доктора.
4) Одет Ворошилов был очень щегольски, ДА(ЖЕ) изысканно, но опытный глаз парижанки (ТОТ)ЧАС подметил в его туалете отсутствие настоящего шика.
5) Ей (HA)ВСТРЕЧУ ехал брат; рядом с ним шёл молодой человек в лёгоньком сюртучке (НА)РАСПАШКУ.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется HH.
Просторная терраса дачи была очень ярко освеще(1)а стари(2)ыми канделябрами, расставле(З)ыми на дли(4)ом чайном столе.