- Русский язык
- Тексты ЕГЭ-2024
- Текст Шеварова про стихи, дружбу и 1812-ый год
Текст Шеварова про стихи, дружбу и 1812-ый год
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Моя книга не имеет стройности научного исследования. (2)Это «собранье пестрых глав», в которых я стремился хоть на несколько мгновений воссоздать для читателя атмосферу Двенадцатого года. (3)Мне хотелось, чтобы эта книга была не о литературных отношениях, а о друзьях и дружестве. (4)О том, что раньше называли «дружескими узами». (5)О том, как эти узы спасали людей в одну из самых драматических эпох всемирной истории.
(6)И как-то само собой получилось, что главным героем в моей книге стал Константин Батюшков. (7)Думается, что не только его самый близкий друг Николай Гнедич, но и все поэты 1812 года приняли бы это как должное. (8)Именно Батюшков соединил их в тот «сонм друзей бесценных», о котором писал Жуковский в «Певце во стане русских воинов». (9)Батюшков имел редкий дар сближать людей разного звания и состояния, сопереживать каждому в радости и горе. (10)Рядом с ним невольно хотелось «нравственно обняться» (так писал в письме своему товарищу Юрий Казаков в конце XX века). (11)«Нравственным братством» назвал батюшковское сообщество литераторов Петр Андреевич Вяземский.
(12)Дружбе невозможно научить. (13)Но еще в детском возрасте можно поддержать, «воспламенить», как говорили в XVIII веке, эту заложенную в человеке способность.
(14)«Любить отечество и вечно быть друзьями», — завещал своим товарищам умерший двадцатилетним Андрей Тургенев. (15)Если бы в 1812 году они остались дома, их никто бы не осудил, но эта завещанная нераздельность двух чувств — любви к родине и солидарности с друзьями (как же так — они идут воевать, а я останусь в тылу?!) — вела русских поэтов на поля сражений.
(16)В армейском строю поэты выглядели порой не очень браво: неловкий и вечно простуженный Жуковский, близорукий и мешковатый Вяземский, прихрамывающий и рассеянный Батюшков, собиравший незабудки на поле боя…
(17)Но как ценили поэтов наши генералы! (18)Ведь и сами были не чужды поэзии, а некоторые и пробовали себя в стихосложении. (19)Хотя, казалось бы: куда надежнее в военное время иметь адъютантом опытного офицера, четкого профессионала, который не будет витать в облаках. (20)Но генералы упрямо брали в адъютанты мечтательных поэтов.
(21)Под созвездием полководцев служило созвездие поэтов. (22)В адъютантах у Милорадовича были Петр Вяземский и Федор Глинка. (23)Правой рукой Багратиона был Сергей Марин. (24)При главной квартире, рядом с Кутузовым, служили Кайсаров и Жуковский. (25)Весь Заграничный поход Константин Батюшков прошел рядом с легендарным генералом Раевским.
(26)Но независимо от того, написали они мемуары или нет, Двенадцатый год навсегда остался солнечным сплетением их жизней.
(27)Читая некоторые исследования об отечественной культуре начала XIX века, можно подумать, что литераторы того времени придумали себе «культ дружбы», поверили в эту литературную условность. (28)Будто предполагая такой скептический ход мыслей потомков, Константин Батюшков писал Гнедичу: «Я не знаю ни прозаической, ни поэтической дружбы; я знаю просто любить, вот все, что я знаю…»
(29)В том-то и красота той далекой эпохи, что дружба лишь в последнюю очередь была явлением литературы. (30)Стихи и письма донесли до нас только слабое эхо горячих и бурных человеческих отношений.
(31)Вот эти отношения и проверил на разрыв, на прочность Двенадцатый год. (32)К чести русских поэтов, оказалось, что дружба не была лишь внушенным литературой сентиментальным чувством. (33)Это было одухотворенное, сердечное тепло, согревшее всех, кто был ему причастен. (34)А причастны к нему были столь многие, что пора говорить о дружбе не только в контексте жизни той или иной личности, но как о чем-то большем. (35)Андрей Кайсаров, который был нашим первым профессором-славистом, после своих научных странствий по Балканским странам считал, что только «чувство небесного дружества» и делает народ той или иной страны способным противостоять любым испытаниям.
(36)В своем «Певце…» Жуковский пишет:
…Блажен, кому Создатель дал
Усладу жизни, друга;
С ним счастье вдвое;в скорбный час
Он сердцу утешенье;
Он наша совесть; он для нас
Второе провиденье.
(37)О! будь же, други, святость уз
Закон наш под шатрами;
Написан кровью наш союз:
И жить и пасть друзьями…
(38)А что для нас стоит за этими стихами? (39)Неужели мы утратили не только этот высокий слог, но и сами чувства, те движения души, которые когда-то составляли главное счастье человеческой жизни? (40)К счастью, и эпоха Двенадцатого года, и рожденная тогда литература еще много говорят нам. (41)Мне выпало счастье дружить с людьми, которые живут в нравственных категориях начала XIX века, часто даже и не сознавая этого. (42)Они просто не умеют жить иначе. (43)Вслед за Баратынским они могли бы повторить: «Мы те же сердцем в век иной…»
(По Д. Г. Шеварову*)
* Дмитрий Геннадьевич Шеваров - российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик, член Союза писателей Москвы.