banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. Лирика М. И. Цветаевой
Раздел: Из литературы первой половины XX в.

Лирика М. И. Цветаевой

Статья
Не изучено

***

М. И. Цветаева (1892-1941)

Марина Цветаева родилась в интеллигентной семье пианистки и профессора. И у нее была очень непростая судьба… Голод в эмиграции, преследования семьи по политическим причинам, тоска по родине, сложные любовные перипетии — все это отразилось в творчестве поэтессы. Цветаева не относила себя к какому-либо течению, она была модернисткой.

Кстати, поэтесса совершила самоубийство через повешение на веревке, которую ей дал Пастернак для упаковки вещей со словами а-ля «крепкая, хоть вешайся».

Лирика М.И. Цветаевой, изображение №1
 
***

Анализ стихотворений

Давай-ка анализировать лирику из кодификатора ЕГЭ по литературе!

«Моим стихам, написанным так рано…» (1913)

Стихотворение на тему «поэт и поэзия». Лирическая героиня уверена в том, что ее стихам, «как драгоценным винам», настанет свой черед. Ведь они уникальны и в них много непосредственности: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана».

«Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…») (1916)

Произведение — обращение к литературному современнику. Лирическая героиня ассоциирует Блока с чем-то неуловимым: «Имя твое — птица в руке». Но несмотря на то, что образ поэта загадочен и до конца непонятен, он дорог для лирического субъекта: «С именем твоим — сон глубок».

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» (1920)

Его можно отнести к свободолюбивой лирике. Поэтический персонаж противопоставляет себя толпе: «Кто создан из глины, кто создан из плоти — // Тем гроб и нагробные плиты…».

«Тоска по родине! Давно…» (1934)

Гражданская тематическая направленность. Лирическая героиня все стихотворение отрицает чувства по отношению к родине и говорит о том, что ей «все равно», где находиться. Но истинные переживания открываются в финале, когда перед ней встает куст рябины — напоминание о родной земле.

«Книги в красном переплёте» (1908) 

Стихотворение на тему образования, воспоминаний о детстве. Лирическое «я» обращается к прошлому, когда она погружалась в книжные миры: «Под Грига, Шумана и Кюи // Я узнавала судьбы Тома».

«Бабушке» (1914)

Лирическая героиня обращается к умершей бабушке для того, чтобы лучше понять себя: «— Бабушка! — Этот жестокий мятеж // В сердце моем — не от вас ли?...».

«Семь холмов – как семь колоколов!...» (1916)

Стихотворение о противоречивой, но любви к Москве — родному для лирической героини городу. Она показана как «воровская», но именно московской землей лирическая героиня просит «позаткнуть» ей рот.

***