banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. Максим Горький. «На дне»
Раздел: Из литературы первой половины XX в.

Максим Горький. «На дне»

Статья
Не изучено

***

Максим Горький (1868-1936)

Если не знали, то настоящее имя этого писателя — Алексей Пешков. Он был не только человеком искусства: у него была активная гражданская позиция. Несмотря на то, что Горький поддерживал марксизм, отношение к случившейся революции было двойственным.

Максим Горький. «На дне», изображение №1
 
***

«На дне» (1902)

Максим Горький. «На дне», изображение №2

Сюжет

Бедные ребята разных социальных сословий живут в ночлежке. Хозяева ночлежки, Костылевы, постоянно их угнетают. А еще Василиса Костылева изменяет мужу с одним из ночлежников — Пеплом. А ему в свою очередь нравится сестра Василисы — Наташа.

Приходит странник Лука — и начинает всех утешать и давать надежду. В том числе Актеру, которому он рассказал про лечебницу, где лечат от алкогольной зависимости. В какой-то момент Лука пропадает. Пепел убивает Михаила Костылева и отправляется в тюрьму. А Актер вешается!

«Бывшие» люди

В драме «На дне» Горький изображает опустившихся на социальное дно героев — представителей разных сословий и профессий. Такое «уравнивание» позволяет автору посмотреть на человека без определяющих его обстоятельств, без ярлыков, увидеть человеческую сущность такой, какая она есть сама по себе.

Жители ночлежки постоянно пребывают в своих мыслях и часто ведут «диалоги глухих», не слыша и не слушая друг друга. У каждого героя есть собственная боль, которой он озабочен и которая ожесточает, изнуряет, принуждает к жестокости.

Две правды драмы

Основной конфликт драмы воплощен в споре странника Луки и жителя ночлежки Сатина. В нем нашли отражения актуальные социальные и философские вопросы того времени: каково место человека в мире, в чем смысл жизни и так далее.

По мнению Луки, человек нуждается в лжи, чтобы жить дальше. Эту идею он иллюстрирует притчей о поисках праведной земли. Также Лука придерживается мнения, что человек может всё, стоит лишь захотеть.

Сатин развивает последнюю из упомянутых идей странника, заявляя, что человек — «это звучит гордо», однако Сатин не поддерживает мысль о спасительной лжи и призывает не игнорировать реальность с ее проблемами, невзгодами и неудачами, выступает за «горькую ложь». Финальный монолог Сатина представляет его как героя-резонера, так как в этом монологе транслируются идеи автора о том, что каждый человек живет ради будущего человека, более совершенного и достойного. В этом Горький видит особый смысл существования, притом не отрицая экзистенциального ужаса и прочих жизненных неудобств.

Такой финал можно считать неплохим. Хоть в конце произведения и описана гибель Актера, рифмующаяся с притчей о поисках праведной земли, монолог Сатина полон человеколюбия и лишен эгоцентричности, свойственной ницшеанской философии, к которой вновь и вновь обращается Горький, и общим настроениям в обществе тех лет. Надежда на «просвет» в будущем становится финальным аккордом драмы.

Актер в финале
Актер в финале

***

Разбор темы 11 сочинения

Давай представим, что нам встретилась такая тема: «Сатин и Лука: антиподы или единомышленники?». Здесь все неоднозначно. В чем-то они противопоставлены, а в чем-то похожи.

  • Сатин считает правду наивысшей ценностью, которой достойны не все.
  • Лука верит в то, что ложь, если она помогает человеку, лучше правды.
  • Но их объединяет возвышение человека. Они прославляют личность.

***