- Умный справочник
- Литература
- Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
***
М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Салтыков-Щедрин (кстати, изначально он был просто Салтыков, потом взял псевдоним Щедрин) рос в жестких руках матери-помещицы. По взглядам был близок Н. А. Некрасову — революционному демократу, с которым долгое время работал рука об руку. Он осуждал многих: либералов, добровольных рабов, помещиков. В общем, был человеком радикальным!

Сказки Салтыкова-Щедрина

Зачем Салтыков-Щедрин писал сказки?
Как вы, наверное, уже догадались, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина имеют мало общего с детскими сказками. В них затрагиваются острые социальные и политические темы: чиновничье бездействие, жестокое отношение к крестьянам, помещичья вседозволенность и так далее.
При анализе этих сказок нужно помнить, что Салтыков-Щедрин был революционером-демократом и в своих произведениях критиковал современный ему политический уклад. Чтобы обойти цензуру, автор использовал эзопов язык и прибегал к жанру сказки, который по умолчанию содержит в себе установку «кто не понял, тот поймет», т. е. обладает метафорической, иносказательной природой.
Сказки Салтыкова-Щедрина называются «сатирическими», так как в них обличаются пороки общества.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Основная идея: показать, что источником материального благополучия, обеспечившего появление хваленой дворянской культуры, является мужик, то есть крестьянство. Генералы-паразиты не способны самостоятельно жить, они не в силах существовать в условиях, где не было бы помощи со стороны угнетаемого ими сословия. До того, как генералы нашли на необитаемом острове мужика, они чуть было не превратились в диких животных и не сожрали друг друга.
Воспевая смекалку, хитрость и рукастость мужика, автор, тем не менее, не принимает готовность крестьянина слепо выполнять команды дворян. Это противоречие в единственном положительном образе сказки можно расценивать как призыв к борьбе с господствующим сословием, несправедливостью и жестокостью.
«Дикий помещик» (1869)
В этой сказке показано, что было бы, не появись мужик на необитаемом острове и не спаси дурацких генералов — дикий помещик (Урус-Кучум-Кильдибаев), оказавшись в одиночестве в своем имении, фантасмагорически деградирует, превращаясь в самое натуральное животное. Кстати, это гротеск — разновидность гиперболы, когда преувеличение имеет фантастический характер и оценочную окраску (в данном случае обесчеловечивание помещика подчеркивает его и без того гнусную натуру). Крестьяне же снова показаны работящими и мудрыми. Даже Бог, услышав их молитву, не может отказать в помощи.
«Премудрый пискарь» (1883)
Ну а эта сказка — сатира на обывательщину и мещанство. Главный герой — обыватель-интеллигент, который прячется от общественной борьбы и большой жизни в «норе» собственных узких интересов, не решаясь участвовать в важных социальных и политических спорах, отстаивать правду. Такой тип героя-перестраховщика, озабоченного лишь собой, представлен в ещё одной сказке Салтыкова-Щедрина — «Либерал». Почитайте, думаю, она многое объяснит в «Премудром пискаре» тоже.
***
«История одного города» (1870)

Сюжет, тема и основная идея
Это история одного города — Глупова (как ни странно) и его жителей — глуповцев. В произведении также описана деятельность градоначальников (самые яркие из них: Брудастый, Прыщ, Угрюм-Бурчеев), которые с разной скоростью сменяют друг-друга.
Главная тема «Истории одного города» связана с отношениями человека и власти. Но также здесь можно встретить и важную тему народа!
Идея заключается в том, чтобы показать — мало менять носителей власти, нужно изменить систему!!!! (долой самодержавие)
***
Разбор темы 11 сочинения
Давайте представим, что нам попалась такая тема: «О чём заставляют нас задуматься «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина?». О чем напишем?
- о том, как стоит жить и как не стоит (По «Премудрому пискарю»)
- почему нужно избавляться от «добровольного холопства» (По «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
- о том, к чему приводит несамостоятельность (По «Дикому помещику»)
***
