banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. А. Н. Островский. «Гроза»
Раздел: Из литературы второй половины XIX в.

А. Н. Островский. «Гроза»

Статья
Не изучено

***

А. Н. Островский (1823-1886)

Писатель, который во многом повлиял на развитие театра. А на становление его творчества повлияла работа в суде. Там он вел протоколы, а те дела, которые произвели на него особое впечатление, записывал в отдельную тетрадь. А еще он был в этнографической экспедиции по Волге (а потом эта Волга частенько появлялась в его произведениях).

А.Н. Островский. «Гроза», изображение №1

 

***

«Гроза» (1859)

А.Н. Островский. «Гроза», изображение №2

Особенности жанра

Драма Островского «Гроза» представляет читателю/зрителю жизнь так называемого «третьего» сословия (мещанства и купечества) вымышленного города Калинова, ставшего собирательным образом провинциальных поволжских городов. Главная героиня драмы — девушка Катерина, которая не может ужиться с калиновским самодурством и вынуждена в одиночку противостоять гнету сварливой свекрови, Кабанихи. Помимо этого конфликта в тексте представлены и другие: конфликт Дикого и Бориса, Варвары и Кабанихи, Тихона и Кабанихи и так далее. Природа всех этих конфликтов социально-бытовая, потому «Грозу» и принято причислять к жанру драмы.

Однако не все так просто. Помимо семейного межличностного конфликта в «Грозе» представлен конфликт человека и бога: Катерина, влюбившись в Бориса, нарушает данную перед Богом клятву о верности и предает нравственные законы. Она сама себя ощущает грешницей и потому впоследствии кончает жизнь самоубийством (надеюсь, не спойлернула!). Всё это сближает «Грозу» с жанром трагедии.

Конфликт «отцов» и «детей»

Бытовой конфликт в драме построен на классической базе конфликта старого и нового миров. Подобную схему мы видели в комедии «Горе от ума» и еще увидим в романе «Отцы и дети». «Отцы» Калинова (Дикой и Кабаниха) требуют повиновения, соблюдения патриархального уклада, в то время как «дети» всем своим существом противятся установленным порядкам. Правда, каждый по-своему. Варвара обманывает мать, чтобы усыпить ее бдительность, а сама делает что вздумается, Тихон медленно спивается и на настоящий бунт решается лишь после гибели жены, Катерина же идет на измену и впоследствии предпочитает смерть возвращению в дом мужа.

А.Н. Островский. «Гроза», изображение №3

Гроза как символ

В драме Островского есть немало образов-символов, но главным является именно гроза, которая обрушивается на Калинов в конце истории. Катерина расценивает разгул стихии как божье знамение, грядущее наказание за совершенный ею грех (да, мы всё еще про мутки с Борисом). В общем же смысле гроза — символ краха старых устоев и очищения общества от предрассудков и замшелых взглядов, которые и стали причиной гибели страстной, рвущейся на свободу Катерины.

«Луч света в темном царстве»

Так называется критическая статья Н. А. Добролюбова, написанная в 1860 году. В ней знаменитый критик освещает плюсы и минусы (ага, прикиньте, и такое бывает) драмы Островского и отмечает «освежающее и ободряющее» впечатление, которое оставляет у читателя «Гроза». Очень подробно Добролюбов останавливается на образе Катерины, которую и зовет «лучом света в темном царстве». По мнению критика, именно этот образ «составляет шаг вперед», так как русская реальность, а с ней и литература нуждаются в людях «более деятельных и решительных». Решительность Катерины Добролюбов усматривает в ее отчаянном стремлении к свободе и гармонии, «довольству и счастью». Невозможность достичь этого идеала приводит героиню к идее о побеге, а затем — к смерти, «грустному и горькому освобождению».

В ЕГЭ временами даются вопросы с цитатами из этой статьи, так что можете на досуге ознакомиться с полной версией.

***

Разбор темы 11 сочинения

О чем писать 3 аргумента, если нам попадется такая тема в 11 сочинении: «Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира?»?

  • она нравственная, искренне верит в Бога
  • Катерина мечтательна, у нее развитое воображение
  • героиня не хочет мириться с действительностью

***