banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. Н. В. Гоголь. «Ревизор»
Раздел: Из литературы первой половины XIX в.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Статья
Не изучено

***

Н. В. Гоголь (1809-1852)

Я чистосердечно признаюсь в своей огромной любви к творчеству этого писателя! Его стиль, который не перепутаешь ни с чем другим, меня завораживает. В литературе его считают одной из самых мистических фигур. Фан-факт: Гоголь как-то сыграл госпожу Простакову! А еще он очень любил одежду! (прям как я)

Н.В. Гоголь. «Ревизор», изображение №1
 
***

«Ревизор» (1835)

Н.В. Гоголь. «Ревизор», изображение №2

Сюжет и история создания

Чиновники в городе N собираются, чтобы потолковать о скором приезде ревизора. Чуть позже местные сплетники Бобчинский и Добчинский замечают в городе особу, Хлестакова, который похож по поведению на ревизора. Главный из чиновников, Городничий, перепугался и пошел к нему на встречу. Там он напугался еще больше, потому что Хлестаков начал на все жаловаться. Тут начинается абсурд! Хлестаков ведет себя, как дурилка, но все уже утвердились в мысли, что он ревизор, поэтому надавали ему «в долг». В какой-то момент Хлестаков в итоге уехал, но перед этим написал письмо другу, которое в итоге попало в руки Городничему. Прочитав его, глава города понял, что его «надули». Пока он токсичил, жандарм сообщил, что приехал настоящий ревизор.

Идею для комедии «Ревизор» Гоголю подкинул его хороший приятель А. С. Пушкин (узнали? согласны?), которого в одном провинциальном городке приняли за петербургского чиновника. Эта анекдотическая история зародила в Гоголе мысль создать текст о совершенно немыслимых бюрократических реалиях России, да и вообще обо всем дурном, что есть в стране, в мире и душе человеческой.

Как вспоминал впоследствии актер Петр Каратыгин, присутствовавший на постановке «Ревизора», царь Николай I, посмотрев комедию, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»

«Ревизор» — общественная комедия, цель которой — высмеять не частные пороки, а все недостатки общества. Потому любовный конфликт в комедии практически отсутствует, пропуская на первый план события общественного значения.

Н.В. Гоголь. «Ревизор», изображение №3

Особенности композиции

Вопреки распространенной традиции начинать произведение, особенно драматическое, с экспозиции, гоголевский «Ревизор» стартует сразу с завязки: Городничий входит в уже заполненный чиновниками зал и сообщает о скором прибытии ревизора. Некоторые литературоведы считают, что экспозиция и завязка у Гоголя просто поменяны местами — экспозицией, по их мнению, является содержание обличительного письма друга Городничего, из которого чиновники города N и узнают о визите высшей инстанции.

Также стоит упомянуть о кольцевой композиции текста: история начинается с обличительного письма и заканчивается обличительным письмом.

Тема

Комедия посвящена важным социальным проблемам и раскрывает неприглядную правду жизни чиновничьего, купеческого и поместного (городского) сословий. Чиновники города N, который не имеет названия, так как олицетворяет собой всю Россию, ни черта не делают на благо горожан и просто занимают влиятельные должности. В городе царят беззаконие, взяточничество, казнокрадство и чинопочитание, которые разобщают людей, приводят к тому, что каждый думает лишь о собственном благополучии, забывая о нуждах ближнего и общества в целом.

То есть Гоголь касается не только социальной повестки, но и подходит к проблеме с нравственной точки зрения, оголяя пошлость и обывательщину, что царят в городах России и в головах ее жителей, призывая читателя/зрителя задуматься о себе самом.

Пружина действия

Пружиной действия, то есть элементом, заставляющим сюжет разворачиваться, обретая всё более серьезные обороты, является страх. Именно страх заводит чиновников города N в те дебри, где они находят себя в конце, когда пелена ужаса спадает и открывается простая истина: Хлестаков — проезжий плут и обманщик, а никакой не ревизор; он лишь призрак, которого напуганные чиновники придумали сами. Городничий и другие, напуганные вестью о приезде чиновника из Петербурга, приняли за ревизора лжеца, который быстро схватил, что его мнят кем-то иным, и воспользовался своим положением. Не зря к концу пребывания Хлестакова в городе N ситуация становится до невероятного абсурдной, а аппетиты мнимого ревизора — совсем уж неадекватными. Такое сатирическое изображение реальности позволяет Гоголю дать читателю/зрителю возможность почувствовать, куда заводят его пороки и страхи их разоблачения.

Основная идея и смысл финальной сцены

Н. В. Гоголь — писатель глубоко религиозный, и было бы странно не обнаружить обращения к душе человеческой в главной его комедии.

Как было сказано выше, «Ревизор» — общественная комедия, но это лишь первый слой смыслового наполнения, реалистический. Другой же — философско-метафорический. Город N — не что иное, как метафора человеческой души, погрязшей в пороках, а немая сцена в конце — осознание неминуемого наказания за содеянные грехи, которое в реальном мире для настоящих чиновников исходит от петербургского ревизора, а в символическом пространстве комедии, где чиновники — репрезентация человеческих пороков, от Бога. То есть приезд настоящего ревизора — метафора Страшного суда, на котором, по мнению религиозного Гоголя, в конце концов окажется каждая душа.

***

Разбор темы 11 сочинения

Что же писать, если нам встретится такая тема: «Общечеловеческие пороки в образе героя. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов.)». Берем Хлестакова и вещаем:

  • первый порок — легкомыслие
  • второй — жадность
  • третий — желание «порисоваться», показаться лучше, чем ты есть

***