- Умный справочник
- Литература
- М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
***
М. Ю. Лермонтов (1814-1841)
Обычно о Лермонтове пишут не самые добрые вещи. И в обычной жизни он действительно был не подарок. Достаточно вспомнить историю с Сушковой… Девушка не ответила ему взаимностью, а через несколько лет наш Лермонтов отомстил ей тем, что влюбил в себя (а у нее уже был жених), а потом всем настучал, какая она плохая… Лирика у него тоже специфичненькая: много драмы, разочарования. Сейчас бы его за такое окрестили «дед инсайдом».
Погиб сорванец в 26 лет в результате очередной дуэли (тогда еще люди не знали, что можно ГОВОРИТЬ о проблемах).

***
«Герой нашего времени» (1839)

Социально-психологический роман
Роман «Герой нашего времени» считается первым в русской литературе социально-психологическим романом, то есть романом, в котором, с одной стороны, широко освещается жизнь общества в определенную эпоху (в нашем случае — в эпоху николаевской реакции), с другой — история личности с раскрытием ее глубинных мотивировок и психологических установок (в нашем случае речь идет об описании личности Григория Александровича Печорина).
Композиция
«ГНВ» — идеальный пример расхождения сюжета и фабулы. Начнем с определений. Фабула — это хронологическая последовательность событий текста, а сюжет — фактическая. Например, расположение глав в «ГНВ» выглядит так:
- Бэла
- Максим Максимыч
- Предисловие
- Тамань
- Княжна Мери
- Фаталист
И это то, как развивается сюжет. Но хронология в тексте нарушена. Если идти от начала истории к ее концу, придерживаясь четкой временной последовательности, картина будет такая:
- Тамань — сосланный на Кавказ Печорин прибывает в Тамань в ожидании распределения.
- Княжна Мери — герой попадает в Пятигорск, где происходят все основные события истории.
- Бэла — за убийство Грушницкого Печорина отправляют служить в крепость.
- Фаталист — герой отлучается из крепости в казачью станицу, где решает испытать судьбу.
- Максим Максимыч — Печорин холодно встречается с Максим Максимычем и оставляет ему свои дневники, которые впоследствии заберет себе рассказчик.
- Предисловие — из предисловия к журналу Печорина мы узнаем, что герой умер по пути в Персию, потому рассказчик и решается опубликовать его журнал.
Зачем Лермонтову все эти сложности?
Дело, друзья мои, в точках зрения. Благодаря особенной композиции весьма статичный, не переживающий никакой духовной эволюции Печорин предстает объемным, трехмерным субъектом — мы идем от внешнего к внутреннему. Сначала мы видим главного героя глазами штабс-капитана Максима Максимыча, который не понимает мотивов своего приятеля, находит его чудаковатым и странным. Максим Максимыч — вояка, старый солдат, человек совершенно другого поколения. Отсюда и сложности в восприятии поступков и характера Печорина.
Затем Печорин предстает перед будущим издателем его журнала в главе «Максим Максимыч», и здесь рассказчик, который в предыдущей главе («Бэла») воспринимал героя опосредованно, через рассказ штабс-капитана, получает возможность наблюдать за Печориным сам и делать выводы исходя из собственного опыта; он рисует психологический портрет главного героя, глубже проникая в его суть.
В дневнике Печорина мы погружаемся в самую глубину характера героя посредством самоанализа, узнаем о нравственной несостоятельности героя, его душевной пустоте, об отсутствии ориентиров и строгих принципов.
«Лишний» человек
Григорий Александрович Печорин — очередной «лишний человек« на нашем пути. Обладая невероятным потенциалом, Печорин, увы, не имеет достаточных нравственных сил, чтобы воспользоваться им во благо. Причина тому, по мнению Лермонтова, — эпоха, продуктом которой и был Печорин. Николаевская реакция (1825–1855 гг., время правления Николая I) оказала серьезное влияние на формирование нескольких поколений представителей российской знати: были запрещены любые собрания и кружки, приостановлено преподавание многих «либеральных» наук и внедрение различных реформ. Деятельные молодые люди не знали, как применить свои силы. Печорин, разумеется, в их числе.

Герои-двойники
Во многих произведениях искусства существует система двойничества6 главный герой имеет одного, двух, а то и трех героев-двойников, которые оттеняют определенные его черты, благодаря чему кажутся лучше или хуже на фоне протагониста. С помощью двойников читатель распознает, какие качества главного героя вредят последнему и какие — помогают.
В «ГНВ» есть два героя-двойника: доктор Вернер и Грушницкий.
- Вернер очень похож на Печорина: он такой же циник, скептик и материалист, однако, в отличие от своего приятеля, Вернер человечен. Он плачет над телом солдата, которого не смог спасти, и не подает руки Печорину, убившему на дуэли Грушницкого. У него в большем объеме присутствуют те положительные качества, которые будто недоразвиты в Печорине: искренность, аналитический ум.
- Грушницкий же — пародийный двойник Печорина; в его образе присутствуют гиперболизированные черты главного героя, которые Печорина делают незаурядной личностью, а Грушницкого — шутом, изображающим романтическую разочарованность в жизни. Грушницкий стремится убедить всех в собственной исключительности, но на деле он — завистливый, подлый человек. Впрочем, во время дуэли и его оппонент ведет себя недостойно: на дуэли и Грушницкий, и Печорин малодушничают.
Первый — из самолюбия не желая признаться в подлоге и отказаться от дуэли, принеся извинения, а Печорин — не прощая Грушницкому его глупости и стреляя в него.
Именно благодаря образу Грушницкого становятся видны не только достоинства Печорина, такие как искренность, сила воли и глубокий интеллект, но и недостатки — самолюбие, индивидуализм, своеволие и малодушие.
Основная идея
Благодаря особому построению композиции (от конца к началу), многочисленным столкновениям главного героя с другими, противоположными или, наоборот, соответствующими ему характерами, наличию героев-двойников, описанию мира через призму восприятия Печорина Лермонтов создает особый мир, в котором все проявления энергии героя заранее обречены на смерть, у них нет надежды на развитие или перерождение.
Именно упадку сильной личности, невозможности ее существования в описанной среде (исторической и социальной), а также трагической психологической неполноценности героя, типичного представителя своего поколения, посвящен роман «Герой нашего времени».
Вот такие пироги.
***
Разбор темы 11 сочинения
Давай вообразим, что нам в варианте попадается такая тема: «Трагичность судьбы главного героя. На примере произведения одного из писателей: М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой.)». О чем же писать 3 аргумента, если возьмем Печорина?
- не может реализовать свой незаурядный потенциал из-за общества, времени.
- одинок.
- разочарован, у него отсутствует смысл жизни.
***