- Умный справочник
- Литература
- Творчество В. А Жуковского
Творчество В. А Жуковского
***
В. А. Жуковский (1783-1852)
Основоположник русского романтизма, переводчик и преподаватель будущей императрицы. А еще — стал писать об оборотнях, мертвецах и прочей нечисти до того, как это стало мейнстримом.

Черты романтизма
- исключительный герой в исключительных обстоятельствах — «идеальная» героиня Светлана оказывается в центре
очень странных делтаинственных событий (что вообще присуще жанру баллады) - собственно, сам жанр баллады, заимствованный из немецкой литературы, тяготеет к романтизм
- внимание к внутренней жизни героя
- интерес к народной жизни — Жуковский обращается к древнему крестьянскому обычаю гадать на суженого и делает главной героиней произведения девушку из народа. В языке баллады заметно стремление автора к передаче русского национального колорита
- романтическое двоемирие: бегство от действительности (“здесь”) в идеальный мир (“там”)
***
«Светлана»

Сюжет и история создания
Была девушка Светлана, скучала по возлюбленному. Решила погадать, чтоб увидеть своего жениха во сне. В итоге жених пришел ТИПА наяву, отвез Светлану ТИПА венчаться, но в итоге они приехали к хижине, возлюбленный исчез. Светлана заходит в хижину, а там гроб с ее женихом внутри, она прячется с крестом в руках под образами. Мертвец начинает шевелиться, но тут белый голубок решает вопрос и защищает Светлану. Она просыпается, возлюбленный возвращается уже не ТИПА.

«Светлана» — один из трех вариантов перевода баллады Готфрида Бюргера «Ленора» (1773 г.), сделанных Жуковским. И самый позитивный из всех — в оригинале главная героиня действительно погибает. Сюжет о женихе-оборотне Жуковский заимствовал из немецкой литературы и, если честно, сначала читателям не зашло: дело в том, что в русской литературе до Жуковского не было принято использовать фантастические сюжеты, это считалось дурновкусием и делом народного фольклора — грязного и неотесанного. Но Жуковский решил, что станет русским Стивеном Кингом (если что, это шутка, не надо так писать в сочинениях!) и перевернул игру.
Баллада написана в качестве свадебного подарка племяннице и ученице Жуковского А. А. Протасовой, отчасти потому и заканчивается она хэппи-эндом: Светлана просыпается, а ее суженый — жив, цел, орел — появляется наяву.
Основная идея
Жуковский использует стиль народного сказочного повествования и обращается к фольклору, используя подблюдную песню (так называют песни, которые поются при гадании на блюдце), сказочный зачин («Раз в крещенский вечерок…») и присущие сказкам словосочетания и формулы («перстень золотой»).
В оригинале и в первом варианте его перевода (баллада Жуковского «Людмила») главная героиня ропщет на Бога за то, что ее возлюбленный погиб, и сама просит о смерти. «Милая Светлана» же просит у Бога утолить ее печаль и в самый жуткий момент, находясь у гроба восставшего покойника, она начинает молиться, и тогда ей на помощь приходит белый голубок — символ чистоты и веры. Светлана пробуждается и встречает возлюбленного.
Вся основная часть произведения — сон Светланы, который отражает идею автора о том, что борьба между добром и злом происходит именно в душе человека. Кроткая, верная, поэтичная Светлана тверда в своей вере и не сдается в страшный момент, потому в конце ее ждет награда — пробуждение и встреча с любимым.
Вот такой нефеминистский текст. И то ли еще будет!
***
«Лесной царь»

Сюжет и история создания
Отец с сыном скачут себе, сын болен. Ему кажется, что их преследует лесной царь, а отец в это не верит и успокаивает свое дитяте. В итоге ребенок умирает…

Как и произведение «Светлана», которую мы уже разбирали, «Лесной царь» — художественный перевод, в основе которого лежит немецкая баллада Иоганна Гете Erlkönig (1782 год). Образ злого лесного духа взят Гете из датской мифологии. Жуковский интерпретирует его несколько иначе, так, чтобы образ Лесного царя был ближе к классическому злому духу из русского фольклора: вместо хвоста Лесной царь обладает бородой, а вместо материнской заботы «золото, перлы и радость сулит».
Основная идея
Баллада «Лесной царь» — одна из первых крипипаст в русской литературе. В ней раскрывается тема борьбы: отца за сына, а сына с Лесным царем, увещеваниям которого противостоит больной мальчик. Смерть в балладе мы видим глазами взрослого и ребенка: для отца очевидно, что его отрок бредит, и это означает, что он тяжело болен, в то время как для мальчика Лесной царь — не бред, а реальность. Грань между мистическим и реальным в произведении стирается, читатель не до конца понимает, является ли дух плодом воспаленной фантазии ребенка или он действительно существует. Вселить мистический ужас и показать неравную борьбу со злом — вот чего добивался Жуковский.
***
«Море»
Стихотворение о бунтующей стихии, которая олицетворяет внутренний мир человека.

Черты элегии
- светлая грусть
- философские размышления
Темы
(полезно для 10 задания)
- море
- философские размышления
- связь человека и природы
- одушевление природы
***
