banner
  1. Умный справочник
  2. Литература
  3. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Раздел: Из литературы XVIII в.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

Статья
Не изучено
***
Д.И. Фонвизин. «Недоросль», изображение №1

Черты классицизма

• единство места (поместье Простаковых), времени (24 часа), действия

• герои:

1. отрицательные («злонравные»): Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин, Еремеевна

2. положительные («благонравные»): Стародум, Правдин, Милон, Софья

• главный конфликт — государственный, а не любовный (мотив сватовства и любовная коллизия — только пружина действия, то есть нечто, что заставляет сюжет развиваться, но не основная проблема)

• «говорящие» фамилии

• наличие героя-резонера, который находится «над» основным конфликтом и призван высказать авторскую позицию. В этом случае таким героем является Стародум

***

Д. И. Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин (1745—1792) — знаменитый драматург-классицист, переводчик и один из виднейших оппозиционных деятелей времен правления Екатерины II. В комедии «Недоросль», называемой «триумфом Просвещения», Фонвизин обличает помещичье и придворное дворянство екатерининской эпохи и выдвигает положительную программу действий, которые, на его взгляд, необходимы для того, чтобы воспитать новое поколение достойных дворян.

А. Ш. Карафф. Портрет Д. И. Фонвизина. 1784—1785
А. Ш. Карафф. Портрет Д. И. Фонвизина. 1784—1785

***

Смысл названия

Во времена Д. И. Фонвизина слово «недоросль» имело определенное значение: так называли юношу дворянского происхождения, не достигшего призывного возраста. Благодаря Фонвизину и его комедии «недоросль» обрел еще одно значение — инфантильный грубый юноша-недоучка.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль», изображение №3
***

Основные темы комедии

В своей комедии Фонвизин поднимает четыре важные темы, касающиеся государственной и социальной политики Екатерины II:

Тема воспитания молодого дворянства

Фонвизин хочет видеть молодых дворян образованными, служащими государству и работающими на его благо, прогрессивными, просвещенными. Митрофан же предстает полной противоположностью идеалам автора. Через Митрофана автор обличает современную ему систему образования и воспитания.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль», изображение №4

Тема отечества и служения ему

Екатерина II, по сути, позволила дворянству, которое задумывалось как служивое сословие, не служить. По мнению Фонвизина, такая вольность развращает. Дворянство должно служить своему государству, и не ради материальных благ, но за идею процветающей державы.

Тема придворного и помещичьего дворянства

Придворное дворянство в комедии изображено в рассказах Стародума, из которых становится очевидно, что при дворе никто не занят настоящим делом, все лишь пытаются выслужиться и получить больше привилегий. Помещичье же дворянство представлено как тираны, дикие крепостники, невежды.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль», изображение №5

Тема крепостного права

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно» — говорит Стародум, таким образом сообщая о несогласии автора комедии с существующей крепостной системой. Здесь необходимо оговориться, что абсолютным противником крепостного права Фонвизин не был, он выступал за ограничение свобод помещиков и расширение прав крестьян.

***

Разбор темы 11 сочинения

В 11 сочинении может встретиться вопрос, связанный с нравственной ущербностью героев (семьи Простаковых для нас), и вот наш ответ «Мстителям»!

  • жестокие по отношению к крепостным (к Тришке, Еремеевне, которая получает «по пяти пощечин на день»)
  • необразованные (сцена экзамена Митрофана вам о чем-нибудь говорит?)
  • нежелание служить отечеству, приносить пользу

***