- Умный справочник
- Литература
- 5 и 10 задания
5 и 10 задания
***
Всем привет!!! Будем обсуждать 5 и 10 задания! Што за задания такие? Смотри, как могут быть сформулированы вопросы!

О главном
Задача сочинений 5 и 10 – сопоставить два текста, однако требования в этих заданиях немного различаются.
В 5 сочинении – сравниваем текст, который дан в киме с предложенным (сами его не подбираем!!!). Требования для сопоставления разные: это могут быть герои и их характеристики (Раскольников и Петруха) или конкретные эпизоды (эпизод прибытия семьи господина из Сан-Франциско и сцена возвращения князя Утятина с лодочной прогулки)
!!!Опасность!!! Многие ученики приводят и сходства и различия, когда в сочинении требуется указать только одно из них. Внимательно читайте формулировку, чтобы не потерять баллы!
!!!Опасность!!! Многие ученики приводят и сходства и различия, когда в сочинении требуется указать только одно из них. Внимательно читайте формулировку, чтобы не потерять баллы!
!!!Опасность!!! Многие ученики вспоминают нужный текст, но только анализируют его, забывают сравнить с исходником.

О критериях оценивания
Критерии надо знать, потому что тогда перед тобой будет четкий ориентир: что надо и не надо делать!
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным, по критериям К2 и К3 ответ оценивается 0 баллов.
Если по критерию К2 выставлен 0 баллов или 1 балл, то по критерию К3 ответ оценивается 0 баллов.
По всем критериям оценивания ответа на задание 10 выставляется 0 баллов, если:
– не названо выбранное стихотворение и не указан его автор;
– проанализировано произведение того же автора, которому принадлежит предложенный текст, ИЛИ неопубликованное произведение, ИЛИ текст рэпа, песни поп-музыканта, иное произведение со спорной принадлежностью к художественной литературе.
Критерии:
1 – Указание сходства/различия
Требования к ответу (учитываются по критерию К1)
1. Сформулировано сходство/различие произведений в соответствии с заданным направлением сопоставительного анализа, свидетельствующее о понимании произведений, не искажающее авторской позиции ни в одном из произведений.
2. Утверждение о сходстве/различии произведений аргументировано
Полностью выполнены требования 1 и 2 – 2 балла
Выполнено требование 1, но не выполнено требование 2: аргументация отсутствует или не подтверждает указанное сходство/различие – 1 балл
Не выполнено требование 1 – 0 баллов
2 – Привлечение текста произведения при сопоставлении
Требования к ответу (учитываются по критерию К2)
1. Приведено из каждого произведения минимум по одному примеру, подкрепляющему утверждение.
2. Пояснено, как каждый приведённый пример подкрепляет утверждение.
Полностью выполнены требования 1 и 2, фактические ошибки отсутствуют – 4 балла
Полностью выполнено требование 1 и частично – требование 2: приведены примеры из двух произведений, дано пояснение к одному из примеров, фактические ошибки отсутствуют – 3 балла
Полностью выполнено только требование 1, а требование 2 не выполнено: примеры из двух произведений приведены, но не дано пояснение ни к одному из примеров, ИЛИ частично выполнены требования 1 и 2: приведён пример из одного произведения, дано пояснение к нему, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка – 2 балла
Частично выполнено требование 1, а требование 2 не выполнено: приведён пример из одного произведения, но пояснение к нему не дано, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки – 1 балл
Требование 1 не выполнено: не приведено ни одного примера, подкрепляющего утверждение, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки – 0 баллов
3 – Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки – 2 балла
Суммарно допущено две или более любые ошибки – 0 баллов
Максимальный балл – 7
Для получения максимума баллов нужно:
- в 5 задании - не выходить за рамки заданного направления сопоставительного анализа (если нужно сравнить героев - сравниваем только этих героев; нужно сравнить эпизоды - сравниваем только их, не анализируем остальные фрагменты произведения)
- в 10 задании - выбрать подходящее под предложенную тему произведения ДРУГОГО автора
- в 10 задании - указать название выбранного произведения и обозначить его автора
- сравнить исходное произведение (или эпизод!) с предложенным заданием (в 5 сочинении) или выбранным (в 10 сочинении)
- из КАЖДОГО произведения привести минимум по одному примеру, подтверждающему сходство / различие
- следить за речью, логикой и фактической точностью
***
Что важно в сопоставлении
- линии сопоставления должны быть связаны с темой
Если у тебя спросили о том, чем схожи Онегин и Обломов как «лишние люди», то нужно писать о том, что объединяет героев именно в рамках определения «лишний человек». Не стоит писать о том, что пейзаж есть в обоих произведениях и что он играет важную роль.
- желательно, чтобы линий сравнения было 2
Это необязательно. Ты можешь расписать одну: объёмную, классную линию сопоставления. Но это сложно. И увеличивается шанс того, что тебе не поставят максимальный балл по К2. К одной линии сопоставления обязательно должно быть по одному примеру из каждого произведения, иначе её не засчитают.
- твоя линия сопоставления не должна повторять тему сочинения
Возьмём тех же несчастных «лишних людей». Если тебя спросили, что их сближает, то нельзя написать: в обоих произведениях есть «лишние люди». Эта мысль уже прозвучала в вопросе.
***
Как сравнивать произведения?
Ты можешь найти сходства/различия во всем, чем угодно. Главное, чтобы выполнялись условия выше. Давай выделим несколько возможных вариантов, по каким параметрам сопоставлять одно произведение с другим.
- характеристика героев/лирических героев

- авторская позиция

- художественные средства (для 10 сочинения)

О композиции сочинений
Представим, что нам задали вопрос: «Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Лопахина с образом Ферапонтова из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Чем схожи характеры двух купцов?».
Вступление
В теории можно не писать, но лучше написать. Там ты сможешь назвать авторов и произведения, чтобы не забыть это сделать потом. Особенно это важно для 10 задания, ведь там ты сможешь назвать авторов и произведения, чтобы не забыть это сделать потом.
Вступления в 5 и 10 — клишированные. Наша задача – написать о том, что тема, которая обозначена в вопросе, часто встречается в произведениях. А потом назвать те два, которые мы будем сравнивать.
Пример: Образы купцов есть во многих произведениях русской литературы. Такими примерами являются комедия А. П. Чехова “Вишневый сад” и роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир.
Основная часть
Непосредственно сравнение. Обычно строится по такому принципу:

Напоминаю, что желательно найти 2 сходства/различия (сходство и различие в 10 задании), в зависимости от темы. Если спрашивают о том, в чем произведения похожи – пишем про сходства, в чем противопоставлены – различия, в чем можно сопоставить – что угодно.
Пример:
1 линия сопоставления.
Как в комедии А. П. Чехова “Вишневый сад”, так и в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” купец стремится к сохранению и увеличению своего материального состояния несмотря ни на что (формулировка сходства).
Показательно, что первые же слова Ферапонтова - возмущение собственными крестьянами, он жалуется: “Мужики по три рубля с подводы просят — креста на них нет!” (доказательство 1 текстом). У Лопахина “постоянно деньги свои и чужие”, он желает “хватить топором по вишневому саду”, чтобы на его месте построить дачи и получать прибыль (доказательство 2 текстом).
Вывод
Тоже клишированная штука
- Если мы писали только о сходствах, то говорим, что вот такая вот тема раскрывается авторами похожим образом (если только о различиях - различным образом).
Пример: Итак, авторы создают в произведениях похожие образы купцов.
Итак, авторы создают в произведениях различные образы купцов.
- Если мы упоминали и сходства, и различия (например, в 10 сочинении), нужно написать, что часто подобная тема присутствует в произведениях, но авторы раскрывают ее по-своему.
Пример: Итак, образы природы создаются во многих произведениях русской литературы, но каждый автор раскрывает их по-своему.
***