- Умный справочник
- Литература
- Литературные жанры
Литературные жанры
***
Привет-с!!! Достопочтенные граждане, сегодня мы поговорим о жанрах в литературе.
Вот ты думаешь, зачем тебе это знать? А между прочим — о жанрах могут спросить в двух тестовых заданиях ЕГЭ из семи. Еще ты сможешь гордо писать в сочинениях «роман» или другой жанр, чтобы не борщить с «произведением» и не заработать на свою голову снижение баллов за речь…
***
Жанр
это группа художественных произведений, которые похожи между собой по форме и содержанию.
Важно: жанр и род взаимосвязаны. У каждого рода есть свой набор жанров. Почитать подробнее о том, как определить род произведения — а потом и жанр — можно здесь.

Жанры эпоса
Различаются между собой, в основном, объемом. Самый маленький объем у рассказа, самый большой — у романа-эпопеи. Но есть, например, сказка, которая отличается от всех именно содержанием.
Роман-эпопея
- большой объем (обычно несколько томов)
- смена поколений (большой промежуток времени)
- много героев, главных тоже обычно несколько
- в основе — важное историческое событие
Романов-эпопей немного: «Война и мир», «Тихий Дон», частично «Доктор Живаго»…

Роман
- большой объем (чаще всего несколько частей)
- несколько сюжетных линий
- несколько важных героев
- много тем и проблем
А вот романов… Большое количество. Самые известные из кодификатора: «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание».
Повесть
- средний объем... Обычно нет деления на части, как в романе
- обычно один главный герой
- несколько важных тем
Запоминаем названия повестей. Их не много: «Капитанская дочка» (хотя это произведение можно назвать и романом), «Шинель», «Один день Ивана Денисовича».
Рассказ
- маленький объем
- чаще всего главная тема одна
- один или несколько героев в центре сюжета
- фокус на одном событии (как правило)
Главные рассказы кодификатора можно обнаружить в творчестве Чехова и Бунина

Сказка
- связь с фольклором
- малый объем
Сказки есть только у Салтыкова-Щедрина.
***
Жанры драмы
Отличаются друг от друга сюжетом, настроением и целью создания произведения.
Комедия
- главная цель - высмеять пороки
- присутствие противоречий и комического
Комедии создавал Гоголь, Грибоедов, Фонвизин, Чехов (но там специфичненько).

Драма
- приземленный конфликт
- разрешимость конфликта
Драмммм многоооо: у Островского, Горького и дальше по списку грустных и тоскливых.
Трагедия
- возвышенный конфликт
- неразрешимый конфликт
А вот трагедий в кодификаторе нет…
***
Жанры лирики
Произведения различаются эмоцией и состояниями лирических героев. Но есть лирическое стихотворение, которое обладает теми же чертами, что и сама лирика...
Элегия
- светлая грусть
- философские размышления

Вот вы слушали «Сплин»? Почти то же самое. Кстати, быстренько откройте «Элегию» Пушкина и попробуйте найти черты элегии...
Ода
- главная цель - возвысить кого-то или что-то
- присутствие устаревших, книжных, церковных слов
- торжественный тон
Од немного, в основном были у Державина и Ломоносова.
Послание
- обращение к конкретному живому человеку, а не к читателю или себе
«Няне» Пушкина вам ни о чем не говорит?
Сонет
- состоит из 14 строк
Зарубежная история. Встречается у Шекспира.
***
Жанры лиро-эпоса
Отличаются друг от друга объемом и формой. А есть такой жанр как поэма, который обладает теми же чертами, что и сам лиро-эпос…
Баллада
- связь с фольклором
- часто сюжет связан с героическими поступками или любовью.
Такое есть только у Жуковского.
Роман в стихах
- больший объем, чем у поэмы + больше героев, событий и всего вытекающего.
Уникум. Это только «Евгений Онегин».
Смотри, информации много, не спорю. Сначала советую запомнить, какие жанры и у какого рода бывают. Потом — начать учить характеристики и примеры произведений всех жанров.
***