banner
  1. Умный справочник
  2. История
  3. Николай I: общественная мысль
Раздел: Николай I

Николай I: общественная мысль

СтатьяНе изучено

Вторая четверть XIX века всегда представляется и характеризуется цензурой, усилением государственного контроля над обществом, развитием бюрократии и ограничениеями со всех сторон. Тем удивительнее, что именно это время стало «Золотым веком» культуры и периодом расцвета общественной мысли и русской философии.

Главных мыслителей этого времени можно условно разделить на три больших направления: консервативное, либеральное и радикально-революционное

Один из выпусков литературного журнала «Современник», созданного Пушкиным в 1836 году — за год до смерти
Один из выпусков литературного журнала «Современник», созданного Пушкиным в 1836 году — за год до смерти

Консерватизм

Можно сказать, что в России консерватизм, как идеология, сформировался именно при Николае I. Причиной этому было желание императора найти обоснование для своей цензурной политики. Он не хотел действовать только методом принуждения.

Сложнейшая задача — найти значимый противовес европейскому либерализму и объяснить его народу — была поставлена президенту Академии Наук и министру просвещения Сергею Семёновичу Уварову.

Итогом его работы стал доклад, предоставленный императору, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»

Портрет графа С.С. Уварова
Портрет графа С. С. Уварова

Программа Уварова в обществе и истории запомнилась под названием «Теория официальной народности», иногда еще можно встретить формулировку Уваровская триада, так как, по мнению министра, есть три начала, три столпа, на которых стоит русская государственность:

  • Православная вера — важнейшая для России религия, которая является стержнем для всего общества и его нравственным ориентиром.
  • Самодержавие — единственно возможная и лучшая для России форма правления, исходя из размеров страны и разнообразия её населения.
  • Народность — способ найти и доказать некоторую духовную связь между царём и населением России, где император выступал в качестве отца, а народ — в качестве его детей.

Сторонники уваровской триады стали использовать её в виде своеобразного ответа на девиз революционной франции — «Свобода, равенство, братство». Теория стала основой не только для представителей государства, её поддержку можно бывло встретить в училищах и университетах, среди учёных, историков, философов. Она стала основой русского консерватизма на годы вперёд.

Либерализм

В противовес консервативному мышлению, приверженцы которого стремились сохранить существующие устои, выступала часть общества, чьи идеи можно обобщенно назвать либеральными. Они отстаивали естественные права людей, то есть право на личную неприкосновенность, свободу совести, печати, слова.

Удивительно, но именно в рамках жёсткой цензурной политики Николая I либерализм в России расцвёл: идеологи перестали опираться только на авторов из Европы, стали формировать свои, не похожие ни на что другое, программы.

Чаадаев

Толчок к дискуссии русское общество получило благодаря Петру Яковлевичу Чаадаеву — одному из самых известных русских философов XIX века. Его идеи долго формировались и зрели под влиянием множества факторов: войне 1812 года, увлечения мистикой и масонством, выступления декабристов, немецкой и французской философии.

Портрет П.Я. Чаадаева
Портрет П. Я. Чаадаева

В 1836 году он публикует первое из своих «философических писем», где ставит вопрос об идентичности России и её народа и о проблемах, что вызваны расположением России между Востоком и Западом. В письме Чаадаев очень жестко раскритиковал Православную церковь, заявил, что Схизма 1051 года стала причиной отсталости Руси, так как была потеряна культурная связь, что и привела католическую Европу к прогрессу мысли и процветанию.

Философические письма к г-же ***. Письмо первое
Некрополис. 1829, декабря 1.
…тусклое и мрачное существование, лишённое силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании…
Мы живём одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя.

Издание письма вызвало жесточайшую реакцию в самых высоких эшелонах власти: журнал «Телескоп», в котором оно было опубликовано, был закрыт, редактор журнала — Н. Надеждин — сослан, а цензор, пропустивший «Письмо» в печать, был уволен со службы.

С личной подачи Николая I, Чаадаева признали сумасшедшим и ограничили от взаимодействия с обществом, запретили писать.

Либеральный раскол

Просвещённое общество взбурлило после публикации Чаадаева: появились сторонники и противники его идей, они начали писать обличительные статьи, вести споры в переписках и во время официальных и частных собраний.

Во многом, именно благодаря «Философическому письму» сформировались философско-политические течения Западников (поддержавших Чаадаева) и Славянофилов (выступивших против его идей).

Западники и Славянофилы
Западники и Славянофилы
Славянофильство — политико-философское течение общественной мысли, оформившееся в 30–50-х гг. XIX века, представители которого выступали за проведение умеренных реформ и развитие России по самобытному пути.

К их основным идеям можно отнести:

  • У России был самобытный путь развития, который был прерван Петром I и его реформами. К нему необходимо вернуться.
  • Самобытность определяется особым методом взаимодействия власти и народа через самодержавие и Земские соборы.
  • Православие — важнейшая духовная опора и составляющая России.
  • Особенность русского общества проявляется и в коллективном характере крестьянского хозяйства — общине, где все равны и помогают друг другу.

Главными идеологами были братья П. В. и И. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин.

Идеи славянофилов во многом напоминают официальную государственную позицию, выраженную триадой Уварова, поэтому может быть не понятно, почему их вообще относят к либеральному течению. Это объясняется тем, что славянофилы настаивали на необходимости реформ.

Они считали, что самодержавная власть должна выслушивать мнение народа — затем и нужны Земские соборы — считали, что необходимо даровать людям гражданские права, требовали отменить крепостное право.

Белинский перед смертью. А.А. Наумов
Белинский перед смертью. А. А. Наумов
Западничество — направление общественной и философской мысли 30–50-х гг. XIX века, чьи представители выступали за интенсивные реформы, становление конституционной монархии и развитие государства в рамках общеевропейской культуры.

К их основным идеям относятся:

  • Россия — неотъемлимая часть Европы, а потому должна развиваться по тому же пути общественного, политического и культурного развития.
  • Необходимо принятие Конституции и ограничение монархии.
  • Необходим созыв Парламента английского типа, чтобы народ имел право на волеизъявление, возможность влиять на политику государства.
  • Формирование в России рыночной экономики и расширение прав всех сословий, в том числе крестьян — то есть крепостное право должно быть ликвидировано.

Исходя из этого, у западников было и противоположное отношение к Петру I — они превозносили его, утверждали, что он направил Россию по единственно правильному пути. Самыми знаменитыми идеологами западничества были И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В. Г. Белинский, С. М. Соловьев и К. Д. Кавелин.

Революционное течение

И западники, и славянофилы видели возможные преобразования в России только при использовании реформ «сверху», но во второй четверти XIX века получили развитие и более радикальные идеи, приверженцы которых считали единственно верным путём изменения страны революцию.

Эти мысли были не так широко распространены и не печатались в прессе, что было связано с активными дейсвиями государственных органов — Николай не хотел повторения событий 1825 года или же распространения европейских революций на территорию России. Поэтому русские радикалы собирались, писали и работали подпольно, в небольших кружках и обществах.

Фотография А. Герцена и Н. Огарёва. Лондон, 1860-е годы
Фотография А. Герцена и Н. Огарёва. Лондон, 1860-е годы

Наиболее качественной теоретической базой и последовательными идеями обладал кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарёва. Они строили свои мысли на основе работ французских социалистов-утопистов, стремились к установлению общества всеобщего равенства и справедливости.

Герцен станет одим из первых русских теоретиков социализма, на его тексты будут опираться и идеологи народничества второй половины XIX века (Лавров, Ткачёв), и предствители социал-демократии конца XIX — начала XX веков (Ленин, Плеханов).

Уже в 1850-е годы, эмигрировав в Лондон, Герцен начнём издавать журнал «Колокол», в котором сформирует собственный взгляд на теорию социализма и предположит, что Россия имеет возможность построить социализм, миновав стадию капиталистического общества. Теория получит название «общинного социализма», так как главной ячейкой этого общества нового типа, по мнению Герцена, станет русская крестьянская община.

К менее значимым революционным организациям эпохи Николая I относятся:

  • Кружок братьев Критских
  • Кружок Станкевича
  • «Литературное общество одиннадцатого нумера» Белинского
  • Группа М. В. Буташевич-Петрашевского, членами которой были в том числе Ф. Достоевский и М. Салтыков-Щедрин