- Биология
- Эвристические задания
- Эвристические задания по ботанике №1
Эвристические задания по ботанике №1
Засуха убивала бы растения, если бы они не обладали системой контроля, позволяющей справляться с дефицитом воды. Так, засухой стимулируется синтез фитогормона — абсцизовой кислоты (АБК), что способствует снижению тургора в замыкающих клетках устьиц; листья злаков скручиваются в трубочки; некоторые виды растений при засухе сбрасывают листья. Как эти явления способствуют перенесению засухи? Как засуха влияет на интенсивность фотосинтеза и количество получаемого урожая? Ответ поясните.
На улицах городов можно часто встретить тополя. При наступлении лета наблюдается появление «тополиного пуха», который вызывает обострение аллергических заболеваний у многих людей. Это объясняется тем, что тополиный пух хорошо адсорбирует и переносит на тонких волосках большое количество разнообразных аллергенов, например, пыльцу других растений. Какой орган растения представляет собой «тополиный пух»? Зачем этим частям растения нужно опушение? Известно, что не все деревья тополя дают пух. Объясните этот факт исходя из особенностей размножения тополя.
В хлоропластах зёрна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?
Ботаники говорят, что опыление цветкового растения не гарантирует осуществление оплодотворения этого растения. Почему? Дайте определения указанным процессам у цветковых растений. Предположите, каким образом длинные столбики в пестиках позволяют снизить в популяциях растений груз вредных мутаций. Ответ поясните.
Садоводы иногда делают спиральный надрез на коре яблони, которую собираются вскоре срубить, и это делает яблоки слаще. Объясните этот факт. Почему яблоня при этом не погибает? Ответ поясните.
Экспериментатор обрабатывал здоровые однодольные и двудольные растения синтетическим фитогормоном ауксином 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота). При этом двудольные растения погибали из-за гормонального шока, а в состоянии однодольных растений не наблюдалось изменений.
Предположите, почему для обработки кукурузных полей используют 2,4-Д. Каким веществом по результату действия на двудольные растения является 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота?
У большинства растений имеется корневая система, выполняющая функцию прикрепления к субстрату и обеспечивающая минеральное питание. Но в некоторых случаях корневая система у высших растений отсутствует или сильно редуцирована. Приведите не менее трех таких примеров. Объясните, каким образом растение обеспечивает функции, которые обычно выполняет корень.
Известно, что в ходе метаболизма могут синтезироваться вещества, которые не включаются в дальнейшие реакции. От каких продуктов обмена веществ и какими способами могут избавляться растения? Ответ поясните.
Исследователь варил по 50 г краснокочанной капусты в трех емкостях в течение пяти минут. В первую емкость до варки была добавлена пищевая сода, в третью — лимонная кислота, а во второй была только чистая вода. После варки капуста была извлечена, результаты опыта представлены на фото.
Антоцианы — пигменты, придающие краснокочанной капусте фиолетовый цвет. Их наличие делает возможным обратимое изменение цвета капусты в ответ на изменение условий среды. Предположите, что произойдет с цветом капусты из третьей емкости, если ее промыть и вновь сварить, но уже в воде с добавлением соды? Почему повара добавляют лимонную кислоту в некоторые блюда, приготовленные из растений, содержащих антоцианы?
Если у растения срезать стебель и надеть трубку на оставшуюся его часть, а затем полить растение теплой водой, то, поднявшись по трубке, из нее потечет вода. На чем основано это явление корневого давления? Ответ поясните. В ходе какого процесса выделяется энергия для перемещения воды и где образуются субстраты для реализации этого процесса? Почему через некоторое время движение воды вверх по трубке прекращается, даже если в почве достаточно влаги? Как изменится результат опыта, если изначально полить растение холодной водой, а не теплой?
На схеме изображены начальные стадии развития двудольного растения с момента оплодотворения. Назовите объекты, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Назовите структуры семени покрытосеменных растений, развивающиеся из участков 1, 2, 3. Какую функцию выполняет ткань, образующая структуры 1 и 2?
Одна из адаптаций растений к засушливому климату связана с осуществлением особого пути фотосинтеза - САМ-фотосинтеза (crassulacean acid metabolism - кислотного метаболизма толстянковых). У САМ-растений стадии первичной фиксации углекислого газа и его дальнейшего использования разделены во времени. В течение ночи у САМ-растений поглощаемый углекислый газ включается в состав органических кислот, накапливающихся в вакуолях клеток мезофилла. Днем углекислый газ высвобождается из кислот и используется в цикле Кальвина. В каком состоянии находятся устьица САМ-растений в различное время суток? Какое адаптивное значение это имеет? Процессы какой стадии фотосинтеза у САМ-растений разделены во времени?
В хлоропластах зёрна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?
Экспериментатор обрабатывал здоровые однодольные и двудольные растения синтетическим фитогормоном ауксином 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота). При этом двудольные растения погибали из-за гормонального шока, а в состоянии однодольных растений не наблюдалось изменений.
Предположите, почему для обработки кукурузных полей используют 2,4-Д. Каким веществом по результату действия на двудольные растения является 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота?
У большинства растений имеется корневая система, выполняющая функцию прикрепления к субстрату и обеспечивающая минеральное питание. Но в некоторых случаях корневая система у высших растений отсутствует или сильно редуцирована. Приведите не менее трех таких примеров. Объясните, каким образом растение обеспечивает функции, которые обычно выполняет корень.