banner
  1. Биология
  2. Задания на эксперимент
  3. Эксперимент по зоологии №1

Эксперимент по зоологии №1

Вариант
Варианты ЕГЭ
1
22 линия
№1687

Ученый исследовал влияние гормонов щитовидной железы на метаморфоз головастиков прудовой лягушки. Он отобрал по 30 личинок одного возраста и поместил их в аквариумы с водой комнатной температуры, содержащие различную концентрацию тироксина. В первом аквариуме концентрация тироксина составляла 1 мкМ, во втором — 0,1 мкМ, в третьем — 0,01 мкМ. Спустя три недели ученый оценил количество особей, которые полностью завершили метаморфоз. Результаты ученый отразил в таблице.

Аквариум Концентрация тироксина, мкМЧисло особей, завершивших метаморфоз 
1129
20,112
30,010


Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

* Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.

2
23 линия
№1686

Ученый исследовал влияние гормонов щитовидной железы на метаморфоз головастиков прудовой лягушки. Он отобрал по 30 личинок одного возраста и поместил их в аквариумы с водой комнатной температуры, содержащие различную концентрацию тироксина. В первом аквариуме концентрация тироксина составляла 1 мкМ, во втором — 0,1 мкМ, в третьем — 0,01 мкМ. Спустя три недели ученый оценил количество особей, которые полностью завершили метаморфоз. Результаты ученый отразил в таблице.

Аквариум Концентрация тироксина, мкМЧисло особей, завершивших метаморфоз 
1129
20,112
30,010


Объясните, почему при внесении тироксина в воду, в которой содержатся головастики, наблюдается ускорение их метаморфоза. Какие изменения будут наблюдаться во внешнем облике головастиков в процессе метаморфоза? Назовите не менее трех пунктов. Объясните значение этих изменений. 

3
22 линия
№1933

Ученый изучал выживаемость особей разного пола у птиц пустельги, имеющих выводки птенцов. В своем эксперименте исследователь формировал выводки с разным количеством птенцов, перекладывая яйца между гнездами. Всего было сформировано три типа выводков: уменьшенный (3 птенца), нормальный (5 птенцов) и увеличенный (7 птенцов). Затем ученый определял выживаемость родительских особей для этих выводков в течение зимы, следующей за периодом размножения. Результаты представлены на диаграмме.

undefined

Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Известно, что о птенцах пустельги заботятся как самцы, так и самки. У некоторых видов птиц самцы не заботятся о своем потомстве. Если бы это относилось к пустельге, то как бы результаты эксперимента отличались от представленных выше? Ответ поясните.

4
23 линия
№1932

Ученый изучал выживаемость особей разного пола у птиц пустельги, имеющих выводки птенцов. В своем эксперименте исследователь формировал выводки с разным количеством птенцов, перекладывая яйца между гнездами. Всего было сформировано три типа выводков: уменьшенный (3 птенца), нормальный (5 птенцов) и увеличенный (7 птенцов). Затем ученый определял выживаемость родительских особей для этих выводков в течение зимы, следующей за периодом размножения. Результаты представлены на диаграмме.

undefined

Данный эксперимент иллюстрирует тип брачных отношений животных, называемый моногамией (образование стойких супружеских пар, в которых оба родителя заботятся о потомстве). Почему моногамия чаще встречается именно у птенцовых (гнездовых) птиц? Как большое количество потомков сказывается на выживаемости родителей у пустельги?

5
22 линия
№5983

Экспериментатор поместил в аквариумы два вида цихлид, освещал один из аквариумов оранжевым светом и наблюдал за тем, насколько сходной становится окраска у самцов разных видов (см. рисунок). При естественном освещении самки предпочитали самцов своего вида, а при оранжевом — спаривались с самцами обоих видов с одинаковой частотой. Появившиеся в результате гибриды были плодовиты.

undefined

Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты опыта могли быть недостоверным, если освещение в аквариуме не было монохроматическим (было разных цветов)? Ответ поясните.

6
23 линия
№5981

Экспериментатор поместил в аквариумы два вида цихлид, освещал один из аквариумов оранжевым светом и наблюдал за тем, насколько сходной становится окраска у самцов разных видов (см. рисунок). При естественном освещении самки предпочитали самцов своего вида, а при оранжевом — спаривались с самцами обоих видов с одинаковой частотой. Появившиеся в результате гибриды были плодовиты.

undefined

Объясните результаты эксперимента. Почему появившиеся гибриды были плодовиты? Назовите тип видообразования, приведший к образованию двух указанных видов цихлид, учитывая, что они обитают в одном озере.

7
22 линия
№8007

Экспериментатор наблюдал за формированием устойчивости у москитов к ДДТ (4,4 -дихлордифенилтрихлорметилметан) — веществу, применяемому против вредителей некоторых культурных растений. Москиты регулярно получали дозы раствора ДДТ, а затем за их состоянием наблюдали в течение часа. Результаты эксперимента отражены в таблице.

undefined

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Как в эксперименте можно поставить отрицательный контроль (экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий)? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

8
23 линия
№8006

Экспериментатор наблюдал за формированием устойчивости у москитов к ДДТ (4,4 -дихлордифенилтрихлорметилметан) — веществу, применяемому против вредителей некоторых культурных растений. Москиты регулярно получали дозы раствора ДДТ, а затем за их состоянием наблюдали в течение часа. Результаты эксперимента отражены в таблице.

undefined

Назовите группу веществ, к которым относится ДДТ, основываясь на его эффекте. Какая форма отбора наблюдается при формировании устойчивости москитов к ДДТ? Ответ поясните.

9
22 линия
№10655

Аксолотль — неотеническая личинка амбистомы (Ambystoma). Неотения — это способность размножаться в личиночном состоянии. Аксолотль может прожить всю жизнь на стадии личинки, оставить потомство и при этом не пройти метаморфоз. Превращение аксолотля во взрослую форму (амбистому) можно стимулировать в лабораторных условиях действием тироксина. Экспериментатор отобрал для опыта по изучению метаморфоза амфибий две группы самцов одного возраста и массы и поместил их в разные аквариумы. Численность животных в каждой группе составляла 30 особей. В первом аквариуме он поддерживал концентрацию тироксина на уровне 25 мкМ, а во втором — на уровне 10 мкМ. По окончании эксперимента в первом аквариуме в амбистому превратилось 28 особей, во втором аквариуме — 11 особей.

undefined

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

10
23 линия
№10654

Аксолотль — неотеническая личинка амбистомы (Ambystoma). Неотения — это способность размножаться в личиночном состоянии. Аксолотль может прожить всю жизнь на стадии личинки, оставить потомство и при этом не пройти метаморфоз. Превращение аксолотля во взрослую форму (амбистому) можно стимулировать в лабораторных условиях действием тироксина. Экспериментатор отобрал для опыта по изучению метаморфоза амфибий две группы самцов одного возраста и массы и поместил их в разные аквариумы. Численность животных в каждой группе составляла 30 особей. В первом аквариуме он поддерживал концентрацию тироксина на уровне 25 мкМ, а во втором — на уровне 10 мкМ. По окончании эксперимента в первом аквариуме в амбистому превратилось 28 особей, во втором аквариуме — 11 особей.

undefined

К какой группе биологически активных веществ относится тироксин? Ответ обоснуйте. В каком органе позвоночных животных синтезируется тироксин? Какие изменения внешнего строения произойдут в ходе метаморфоза у аксолотля? Как это связано с изменением среды обитания животных?

11
22 линия
№10666

Тиреоидин — это препарат, изготовленный из щитовидной железы крупного рогатого скота. Экспериментатор исследовал влияние концентрации тиреоидина в пище на протекание метаморфоза у аксолотлей и их превращение во взрослую форму — амбистому. 30 самцов аксолотлей одного возраста и массы и были разделены на три равные группы. Первая группа не получала с пищей тиреоидин, вторая группа получала 0,2 г тиреоидина в сутки, третья — 0,6 г тиреоидина. Все остальные параметры (температура, уровень воды, кормление) поддерживались на одном уровне. В первой группе животных ни один из аксолотлей не прошел метаморфоз. Во второй группе метаморфоз произошел у животных за 3,5 месяца, в третьей — за два месяца.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно было поддерживать температуру во всех аквариумах на постоянном уровне? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если температура в аквариумах могла меняться? Какая из групп аксолотлей была в данном эксперименте контрольной? Объясните, почему.

*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

12
23 линия
№10665

Тиреоидин — это препарат, изготовленный из щитовидной железы крупного рогатого скота. Экспериментатор исследовал влияние концентрации тиреоидина в пище на протекание метаморфоза у аксолотлей и их превращение во взрослую форму — амбистому. 30 самцов аксолотлей одного возраста и массы и были разделены на три равные группы. Первая группа не получала с пищей тиреоидин, вторая группа получала 0,2 г тиреоидина в сутки, третья — 0,6 г тиреоидина. Все остальные параметры (температура, уровень воды, кормление) поддерживались на одном уровне. В первой группе животных ни один из аксолотлей не прошел метаморфоз. Во второй группе метаморфоз произошел у животных за 3,5 месяца, в третьей — за два месяца.

Какое биологически активное вещество содержит препарат тиреоидин? Какое воздействие это вещество оказывает на физиологические процессы в организме позвоночных животных? Назовите не менее трех пунктов. Почему препарат, выделенный из крупного рогатого скота, повлиял на метаморфоз амфибий?

13
22 линия
№10670

Экспериментатор помещал эритроциты, выделенные из крови, в растворы с разной концентрацией хлорида натрия, и наблюдал за изменением их формы и объема под микроскопом. В первом растворе эритроцит съежился, а во втором растворе наблюдалось увеличение объема и разрыв эритроцита (гемолиз). Результаты отражены на рисунке.

undefined

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий).

14
23 линия
№10669

Экспериментатор помещал эритроциты, выделенные из крови, в растворы с разной концентрацией хлорида натрия, и наблюдал за изменением их формы и объема под микроскопом. В первом растворе эритроцит съежился, а во втором растворе наблюдалось увеличение объема и разрыв эритроцита (гемолиз). Результаты отражены на рисунке.

undefined

Объясните, почему произошло изменение объема и формы эритроцитов в эксперименте. Растворы какой концентрации хлорида натрия были добавлены к эритроцитам в первом и во втором случае, если концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%?

15
22 линия
№10710

Экспериментатор поставил опыт по изучению влияния дождевых червей на урожайность пшеницы. Он взял два глиняных горшка с почвой емкостью 5 л: в первый горшок поместил 4 червя, во второй — 8 червей. В каждом сосуде развивалось по 10 проростков пшеницы. После созревания урожая экспериментатор определил для каждого варианта опыта общую массу десяти растений и массу полученных зерен.

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.