- Биология
- Задания на эксперимент
- Эксперимент по зоологии №1
Эксперимент по зоологии №1
Ученый исследовал влияние гормонов щитовидной железы на метаморфоз головастиков прудовой лягушки. Он отобрал по 30 личинок одного возраста и поместил их в аквариумы с водой комнатной температуры, содержащие различную концентрацию тироксина. В первом аквариуме концентрация тироксина составляла 1 мкМ, во втором — 0,1 мкМ, в третьем — 0,01 мкМ. Спустя три недели ученый оценил количество особей, которые полностью завершили метаморфоз. Результаты ученый отразил в таблице.
Аквариум | Концентрация тироксина, мкМ | Число особей, завершивших метаморфоз |
1 | 1 | 29 |
2 | 0,1 | 12 |
3 | 0,01 | 0 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Ученый исследовал влияние гормонов щитовидной железы на метаморфоз головастиков прудовой лягушки. Он отобрал по 30 личинок одного возраста и поместил их в аквариумы с водой комнатной температуры, содержащие различную концентрацию тироксина. В первом аквариуме концентрация тироксина составляла 1 мкМ, во втором — 0,1 мкМ, в третьем — 0,01 мкМ. Спустя три недели ученый оценил количество особей, которые полностью завершили метаморфоз. Результаты ученый отразил в таблице.
Аквариум | Концентрация тироксина, мкМ | Число особей, завершивших метаморфоз |
1 | 1 | 29 |
2 | 0,1 | 12 |
3 | 0,01 | 0 |
Объясните, почему при внесении тироксина в воду, в которой содержатся головастики, наблюдается ускорение их метаморфоза. Какие изменения будут наблюдаться во внешнем облике головастиков в процессе метаморфоза? Назовите не менее трех пунктов. Объясните значение этих изменений.
Ученый изучал выживаемость особей разного пола у птиц пустельги, имеющих выводки птенцов. В своем эксперименте исследователь формировал выводки с разным количеством птенцов, перекладывая яйца между гнездами. Всего было сформировано три типа выводков: уменьшенный (3 птенца), нормальный (5 птенцов) и увеличенный (7 птенцов). Затем ученый определял выживаемость родительских особей для этих выводков в течение зимы, следующей за периодом размножения. Результаты представлены на диаграмме.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Известно, что о птенцах пустельги заботятся как самцы, так и самки. У некоторых видов птиц самцы не заботятся о своем потомстве. Если бы это относилось к пустельге, то как бы результаты эксперимента отличались от представленных выше? Ответ поясните.
Ученый изучал выживаемость особей разного пола у птиц пустельги, имеющих выводки птенцов. В своем эксперименте исследователь формировал выводки с разным количеством птенцов, перекладывая яйца между гнездами. Всего было сформировано три типа выводков: уменьшенный (3 птенца), нормальный (5 птенцов) и увеличенный (7 птенцов). Затем ученый определял выживаемость родительских особей для этих выводков в течение зимы, следующей за периодом размножения. Результаты представлены на диаграмме.
Данный эксперимент иллюстрирует тип брачных отношений животных, называемый моногамией (образование стойких супружеских пар, в которых оба родителя заботятся о потомстве). Почему моногамия чаще встречается именно у птенцовых (гнездовых) птиц? Как большое количество потомков сказывается на выживаемости родителей у пустельги?
Экспериментатор поместил в аквариумы два вида цихлид, освещал один из аквариумов оранжевым светом и наблюдал за тем, насколько сходной становится окраска у самцов разных видов (см. рисунок). При естественном освещении самки предпочитали самцов своего вида, а при оранжевом — спаривались с самцами обоих видов с одинаковой частотой. Появившиеся в результате гибриды были плодовиты.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты опыта могли быть недостоверным, если освещение в аквариуме не было монохроматическим (было разных цветов)? Ответ поясните.
Экспериментатор поместил в аквариумы два вида цихлид, освещал один из аквариумов оранжевым светом и наблюдал за тем, насколько сходной становится окраска у самцов разных видов (см. рисунок). При естественном освещении самки предпочитали самцов своего вида, а при оранжевом — спаривались с самцами обоих видов с одинаковой частотой. Появившиеся в результате гибриды были плодовиты.
Объясните результаты эксперимента. Почему появившиеся гибриды были плодовиты? Назовите тип видообразования, приведший к образованию двух указанных видов цихлид, учитывая, что они обитают в одном озере.
Экспериментатор наблюдал за формированием устойчивости у москитов к ДДТ (4,4 -дихлордифенилтрихлорметилметан) — веществу, применяемому против вредителей некоторых культурных растений. Москиты регулярно получали дозы раствора ДДТ, а затем за их состоянием наблюдали в течение часа. Результаты эксперимента отражены в таблице.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Как в эксперименте можно поставить отрицательный контроль (экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий)? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
Экспериментатор наблюдал за формированием устойчивости у москитов к ДДТ (4,4 -дихлордифенилтрихлорметилметан) — веществу, применяемому против вредителей некоторых культурных растений. Москиты регулярно получали дозы раствора ДДТ, а затем за их состоянием наблюдали в течение часа. Результаты эксперимента отражены в таблице.
Назовите группу веществ, к которым относится ДДТ, основываясь на его эффекте. Какая форма отбора наблюдается при формировании устойчивости москитов к ДДТ? Ответ поясните.
Аксолотль — неотеническая личинка амбистомы (Ambystoma). Неотения — это способность размножаться в личиночном состоянии. Аксолотль может прожить всю жизнь на стадии личинки, оставить потомство и при этом не пройти метаморфоз. Превращение аксолотля во взрослую форму (амбистому) можно стимулировать в лабораторных условиях действием тироксина. Экспериментатор отобрал для опыта по изучению метаморфоза амфибий две группы самцов одного возраста и массы и поместил их в разные аквариумы. Численность животных в каждой группе составляла 30 особей. В первом аквариуме он поддерживал концентрацию тироксина на уровне 25 мкМ, а во втором — на уровне 10 мкМ. По окончании эксперимента в первом аквариуме в амбистому превратилось 28 особей, во втором аквариуме — 11 особей.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Аксолотль — неотеническая личинка амбистомы (Ambystoma). Неотения — это способность размножаться в личиночном состоянии. Аксолотль может прожить всю жизнь на стадии личинки, оставить потомство и при этом не пройти метаморфоз. Превращение аксолотля во взрослую форму (амбистому) можно стимулировать в лабораторных условиях действием тироксина. Экспериментатор отобрал для опыта по изучению метаморфоза амфибий две группы самцов одного возраста и массы и поместил их в разные аквариумы. Численность животных в каждой группе составляла 30 особей. В первом аквариуме он поддерживал концентрацию тироксина на уровне 25 мкМ, а во втором — на уровне 10 мкМ. По окончании эксперимента в первом аквариуме в амбистому превратилось 28 особей, во втором аквариуме — 11 особей.
К какой группе биологически активных веществ относится тироксин? Ответ обоснуйте. В каком органе позвоночных животных синтезируется тироксин? Какие изменения внешнего строения произойдут в ходе метаморфоза у аксолотля? Как это связано с изменением среды обитания животных?
Тиреоидин — это препарат, изготовленный из щитовидной железы крупного рогатого скота. Экспериментатор исследовал влияние концентрации тиреоидина в пище на протекание метаморфоза у аксолотлей и их превращение во взрослую форму — амбистому. 30 самцов аксолотлей одного возраста и массы и были разделены на три равные группы. Первая группа не получала с пищей тиреоидин, вторая группа получала 0,2 г тиреоидина в сутки, третья — 0,6 г тиреоидина. Все остальные параметры (температура, уровень воды, кормление) поддерживались на одном уровне. В первой группе животных ни один из аксолотлей не прошел метаморфоз. Во второй группе метаморфоз произошел у животных за 3,5 месяца, в третьей — за два месяца.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему важно было поддерживать температуру во всех аквариумах на постоянном уровне? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если температура в аквариумах могла меняться? Какая из групп аксолотлей была в данном эксперименте контрольной? Объясните, почему.
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).
Тиреоидин — это препарат, изготовленный из щитовидной железы крупного рогатого скота. Экспериментатор исследовал влияние концентрации тиреоидина в пище на протекание метаморфоза у аксолотлей и их превращение во взрослую форму — амбистому. 30 самцов аксолотлей одного возраста и массы и были разделены на три равные группы. Первая группа не получала с пищей тиреоидин, вторая группа получала 0,2 г тиреоидина в сутки, третья — 0,6 г тиреоидина. Все остальные параметры (температура, уровень воды, кормление) поддерживались на одном уровне. В первой группе животных ни один из аксолотлей не прошел метаморфоз. Во второй группе метаморфоз произошел у животных за 3,5 месяца, в третьей — за два месяца.
Какое биологически активное вещество содержит препарат тиреоидин? Какое воздействие это вещество оказывает на физиологические процессы в организме позвоночных животных? Назовите не менее трех пунктов. Почему препарат, выделенный из крупного рогатого скота, повлиял на метаморфоз амфибий?
Экспериментатор помещал эритроциты, выделенные из крови, в растворы с разной концентрацией хлорида натрия, и наблюдал за изменением их формы и объема под микроскопом. В первом растворе эритроцит съежился, а во втором растворе наблюдалось увеличение объема и разрыв эритроцита (гемолиз). Результаты отражены на рисунке.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий).
Экспериментатор помещал эритроциты, выделенные из крови, в растворы с разной концентрацией хлорида натрия, и наблюдал за изменением их формы и объема под микроскопом. В первом растворе эритроцит съежился, а во втором растворе наблюдалось увеличение объема и разрыв эритроцита (гемолиз). Результаты отражены на рисунке.
Объясните, почему произошло изменение объема и формы эритроцитов в эксперименте. Растворы какой концентрации хлорида натрия были добавлены к эритроцитам в первом и во втором случае, если концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%?
Экспериментатор поставил опыт по изучению влияния дождевых червей на урожайность пшеницы. Он взял два глиняных горшка с почвой емкостью 5 л: в первый горшок поместил 4 червя, во второй — 8 червей. В каждом сосуде развивалось по 10 проростков пшеницы. После созревания урожая экспериментатор определил для каждого варианта опыта общую массу десяти растений и массу полученных зерен.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.