- Биология
- Задания на эксперимент
- Эксперимент по анатомии и физиологии №2
Эксперимент по анатомии и физиологии №2
Экспериментатор закрепил рядом со стенкой аквариума две лампочки, дающие красный и синий свет. В ходе первого эксперимента при включении красной лампочки экспериментатор давал рыбам в аквариуме корм, сформировав таким образом у животных условный пищевой рефлекс (подплывание к месту кормления на условный сигнал). В ходе второго эксперимента исследователь поочередно включал красную и синюю лампочку, причем корм давал только при включенном красном свете. Сначала рыбы реагировали на включенную лампочку вне зависимости от цвета, а затем включение синей лампочки не вызывало никаких реакций у рыб.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь для второго опыта перед его постановкой? Объясните, почему яркость обеих ламп должна быть одинаковой? Почему для эксперимента нельзя использовать больных или очень старых животных?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор закрепил рядом со стенкой аквариума две лампочки, дающие красный и синий свет. В ходе первого эксперимента при включении красной лампочки экспериментатор давал рыбам в аквариуме корм, сформировав таким образом у животных условный пищевой рефлекс (подплывание к месту кормления на условный сигнал). В ходе второго эксперимента исследователь поочередно включал красную и синюю лампочку, причем корм давал только при включенном красном свете. Сначала рыбы реагировали на включенную лампочку вне зависимости от цвета, а затем включение синей лампочки не вызывало никаких реакций у рыб.
Какие условия необходимо было соблюдать экспериментатору, чтобы сформировать в первом эксперименте условный рефлекс у рыб? Назовите не менее трех пунктов. Какое явление наблюдал экспериментатор во втором эксперименте? Какое значение имеет это явление для жизни животных?
Исследователь использовал две группы лабораторных крыс для изучения нарушений углеводного обмена. Первой группе животных была проведена операция по удалению поджелудочной железы; второй группе - операция по перевязке протоков поджелудочной железы, впадающих в тонкий кишечник. Крыс кормили углеводистой пищей и определяли концентрацию глюкозы в крови. У животных первой группы содержание сахара в крови было намного выше нормы. У крыс второй группы концентрация глюкозы была на нормальном уровне.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий).
Исследователь использовал две группы лабораторных крыс для изучения нарушений углеводного обмена. Первой группе животных была проведена операция по удалению поджелудочной железы; второй группе - операция по перевязке протоков поджелудочной железы, впадающих в тонкий кишечник. Крыс кормили углеводистой пищей и определяли концентрацию глюкозы в крови. У животных первой группы содержание сахара в крови было намного выше нормы. У крыс второй группы концентрация глюкозы была на нормальном уровне.
Объясните результаты эксперимента. Почему у крыс первой группы концентрация глюкозы в крови была выше нормы? Почему перевязка протоков поджелудочной железы не повлияла на концентрацию глюкозы в крови?
Экспериментатор Ланселот Хогбен вводил гладким шпорцевым лягушкам (Xenopus laevis) мочу предположительно беременных женщин. Если моча принадлежала беременной женщине, лягушки в течение 5-12 часов начинали метать икру. Если женщина не была беременна, то выметывания икры лягушками не происходило.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что перед введением мочи лягушки были беременны (содержали зрелую икру).
Экспериментатор Ланселот Хогбен вводил гладким шпорцевым лягушкам (Xenopus laevis) мочу предположительно беременных женщин. Если моча принадлежала беременной женщине, лягушки в течение 5-12 часов начинали метать икру. Если женщина не была беременна, то выметывания икры лягушками не происходило.
В английском языке существует идиома "the rabbit died" ("крольчиха умерла") со значением "женщина беременна". Такое выражение появилось благодаря созданию аналогичного теста на беременность, проводимого с участием кроликов. Мочу предположительно беременной женщины вводили крольчихе, которая не была беременна, а затем через 4 дня вскрывали животное (из-за чего они и умирали) для наблюдения изменений в органах. Какие изменения можно было наблюдать в случае, если вводимая моча принадлежала беременной женщине? Назовите преимущества (с точки зрения экспериментатора) теста на беременность с участием лягушек по сравнению с "кроличьим" тестом.
Луиджи Гальвани последовательно прикреплял пинцеты из разных металлов (гальваническую пару) к влажному препарату лягушки и наблюдал за ним. На рисунках А и Б показано описание опыта.
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему результаты эксперимента не могут быть воспроизведены, если препарат высох?
Луиджи Гальвани последовательно прикреплял пинцеты из разных металлов (гальваническую пару) к влажному препарату лягушки и наблюдал за ним. На рисунках А и Б показано описание опыта.
Почему при соприкосновении лапок с пинцетом 2 они сократились (см. рисунок Б)? Ответ поясните. Назовите ткани организма лягушки, работа которых наблюдалась в опыте, и их свойства.
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь гормон вазопрессин, регулирующий объем выделяемой мочи. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Группа | Объем мочи (мл/сутки) |
Контрольная | 0,9 |
Экспериментальная | 0,031 |
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему контрольной группе мышей необходимо было ввести в кровь физиологический раствор (плацебо)? Почему эксперимент мог быть недостоверным, если с контрольной группой мышей не производили никаких манипуляций?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь гормон вазопрессин, регулирующий объем выделяемой мочи. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Группа | Контрольная | Экспериментальная |
Объем мочи | 0,9 | 0,031 |
Предположите, у мышей из какой группы концентрация солей в моче была выше. Ответ поясните. Почему у мышей из экспериментальной группы концентрация собственного вазопрессина будет понижена?
Ученый решил изучить процесс выделения у мышей (Mus musculus). Для этого он взял две равные группы мышей и поместил их в клетки. Первая группа мышей была контрольной, а вторая группа – экспериментальной. Экспериментальной группе мышей ученый давал сильно соленую пищу (солёность превышала норму в 3 раза). В обеих группах он измерял количество выделяемой мочи за день. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Группа | Контрольная | Экспериментальная |
Объем мочи (мл/сутки) | 0,9 | 0,031 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте был поставлен отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Ученый решил изучить процесс выделения у мышей (Mus musculus). Для этого он взял две равные группы мышей и поместил их в клетки. Первая группа мышей была контрольной, а вторая группа – экспериментальной. Экспериментальной группе мышей ученый давал сильно соленую пищу (солёность превышала норму в 3 раза). В обеих группах он измерял количество выделяемой мочи за день. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Группа | Контрольная | Экспериментальная |
Объем мочи (мл/сутки) | 0,9 | 0,031 |
Почему количество мочи между различными группами отличается? Ответ поясните. За счет каких физиологических процессов в организме мыши количество мочи может увеличиваться и уменьшаться? Приведите не менее двух примеров.
Ученый провел эксперимент на оценку силы мышц у людей разного пола. В эксперименте участвовали 50 юношей и 50 девушек в возрасте 17 лет со сходными антропометрическими показателями (рост, вес). Каждый испытуемый сжимал попеременно в обеих руках динамометр (прибор, позволяющий определить силу сжатия (силу кисти рук) в килограммах). Результаты фиксировались, и средние значения были внесены в таблицу.
Участники эксперимента | Средняя сила сжатия, кг |
Девушки | 43,6 |
Юноши | 47,3 |
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Почему для исследования было привлечено большое количество испытуемых? Назовите не менее двух причин.
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Ученый провел эксперимент на оценку силы мышц у людей разного пола. В эксперименте участвовали 50 юношей и 50 девушек в возрасте 17 лет со сходными антропометрическими показателями (рост, вес). Каждый испытуемый сжимал попеременно в обеих руках динамометр (прибор, позволяющий определить силу сжатия (силу кисти рук) в килограммах). Результаты фиксировались, и средние значения были внесены в таблицу.
Участники эксперимента | Средняя сила сжатия, кг |
Девушки | 43,6 |
Юноши | 47,3 |
Как изменятся показания динамометра, если измерения провести после 20 повторов без пауз для отдыха между ними? Назовите не менее двух причин, обеспечивающих эти изменения.
Учёный провёл эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществляющими подъём в гору в два этапа. У этих спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 300 м – до подъёма в горную деревню на высоту 2135 м над уровнем моря; второй раз – через три недели проживания там, третий раз – после второго этапа – восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови. Усредненные данные по количеству эритроцитов представлены в таблице.
Забор крови | Количество эритроцитов, млн/мм3 |
Первый | 5,5 |
Второй | 7,2 |
Третий | 8,1 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.