- Биология
- Реальные задания ЕГЭ
- Линия №22-23 ЕГЭ-2025
Линия №22-23 ЕГЭ-2025
Экспериментатор изучал способность собак к дрессировке. Для этого он подсчитывал, сколько повторений потребуется собакам разных пород для уверенного выполнения команды «лежать». Результаты эксперимента представлены на диаграмме.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая - зависимой (изменяющейся)? Почему в этом эксперименте сложно поставить отрицательный контроль*? С какой целью в группы должны быть подобраны собаки одного возраста?
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор изучал способность собак к дрессировке. Для этого он подсчитывал, сколько повторений потребуется собакам разных пород для уверенного выполнения команды «лежать». Результаты эксперимента представлены на диаграмме.

Можно ли из этого эксперимента сделать вывод, что одни породы собак лучше дрессируемы, чем другие? Обоснуйте свою точку зрения. Предположите, как изменятся результаты эксперимента, если во время обучения в помещение войдёт ассистент с другой собакой. Ответ аргументируйте.
Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

В качестве отрицательного контроля экспериментатор поил животных отфильтрованной водой. Можно ли считать такой контроль адекватным? Предложите свой вариант отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

Как связан диаметр плаценты с длиной и весом эмбриона? Ответ поясните. У каких млекопитающих отсутствует данный орган? Как в этом происходит питание эмбриона?
Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

Сформулируйте нулевую гипотезу для данного эксперимента. Объясните, почему эксперимент проводили с крысами одного возраста. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что половина крыс родила 6-8 крысят, а другая половина - 12-14?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Для установления влияния никотина на внутриутробное развитие плода экспериментатор поил беременных самок крыс водопроводной водой с добавлением никотина. Результаты эксперимента представлены на диаграммах.

Какие функции выполняет плацента в организме крыс? Объясните влияние никотина на характеристики плаценты и эмбрионов, если известно, что никотин приводит к временному сужению сосудов. Почему, если ввести в кровь самки белковый токсин с большой молекулярной массой, то он не окажется в крови плода?
Экспериментатор изучал особенности физиологии зелёной игуаны. Для этого он провёл эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животного при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая - зависимой (изменяющейся)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо ставить такой контроль?
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор изучал особенности физиологии зелёной игуаны. Для этого он провёл эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животного при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

Предположите, какой из перечисленных объектов исследования может показать сходные результаты с полученными у игуан в данном эксперименте: приозёрная полёвка, чёрная синица, остромордая лягушка. Ответ поясните. Какие физиологические процессы будут изменяться у этих животных при понижении температуры окружающей среды? Укажите три изменения.
Группа добровольцев участвовала в эксперименте по изучению физиологии питания. Вначале у добровольцев оценивали колебания в уровне глюкозы в крови в течение дня, а затем они переходили на диету, подразумевающую дробное питание. Результаты приведены на графике ниже.

Сформулируйте две *нулевые гипотезы для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте до и после перехода на диету участвовала одна и та же группа добровольцев. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если до перехода на диету в день взятия образцов для анализа каждый из добровольцев принимал пищу, различающуюся по составу, в разных количествах?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Группа добровольцев участвовала в эксперименте по изучению физиологии питания. Вначале у добровольцев оценивали колебания в уровне глюкозы в крови в течение дня, а затем они переходили на диету, подразумевающую дробное питание. Результаты приведены на графике ниже.

Предположите, кривая под каким номером соответствует результатам добровольцев до перехода на дробное питание. Ответ поясните. Как происходит метаболизм глюкозы в мышцах млекопитающих при нормальном количестве и недостатке кислорода? Какое количество АТФ при этом выделяется из расчёта на одну молекулу глюкозы.
Экспериментатор исследовал эффективность двух вакцин против туберкулеза - заболевания, вызываемого спорообразующими туберкулезными палочками. Одной группе мышей вводили вакцину 1, другой - вакцину 2. Затем обе группы мышей заражали туберкулезными палочками и через несколько недель подсчитывали их количество в лёгких. Результаты представлены на диаграмме.

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте необходимо использовать мышей одной линии. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что экспериментальные группы мышей содержались в помещениях с разной температурой?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор исследовал эффективность двух вакцин против туберкулеза - заболевания, вызываемого спорообразующими туберкулезными палочками. Одной группе мышей вводили вакцину 1, другой - вакцину 2. Затем обе группы мышей заражали туберкулезными палочками и через несколько недель подсчитывали их количество в лёгких. Результаты представлены на диаграмме.

По результатам эксперимента оцените и сравните эффективность исследованных вакцин против туберкулёза. Ответ поясните. Туберкулёзные палочки проникают в лёгочные макрофаги и приводят к их гибели с образованием очагов распадающейся ткани. Затем эти участки превращаются в гранулёмы - капсулы с макрофагами и соединительной тканью, в которых продолжают жить бактерии. Как эти процессы должны отразиться на физиологии здорового лёгкого?
Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой), а какая - зависимой (изменяющейся)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо ставить такой контроль?
*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

Как изменятся результаты эксперимента, если вместо пчёл использовать блох? Ответ поясните. Какую роль играет обоняние в жизни насекомых? Приведите два примера.
Экспериментатор изучал реакцию пчел на три различных запаха. Для этого пчел, которых до этого кормили сахарным сиропом, поместили в камеру, где находились три емкости с сахарным сиропом, пропитанным различными запахами. Результаты приведены на графике.

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему эксперимент проводили с пчелами одного вида. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если экспериментатор во время эксперимента пролил сироп внутри камеры?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
