banner
  1. Умный справочник
  2. Биология
  3. Задание 28. Пояснения к генетическим задачам
Раздел: Генетика

Задание 28. Пояснения к генетическим задачам

Статья
Не изучено

***

К генетическим задачам всегда необходимо оставлять пояснение, которое должно включать в себя ответ на вопрос (если такой в задаче имеется) и общее описание происходящего в задаче. Например, какие законы проявляются, какие приёмы скрещивания используются.

При этом если сразу проявляется несколько законов или явлений, описывать желательно ВСЕ.

В данной статье мы собрали для вас примерные алгоритмы написания пояснений и ответов на вопросы. Приятного просмотра.

***

Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 80+, то обязательно посмотри вот эти способы подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и узнать подробнее) ❤️

Если идёт расщепление по двум признакам (дигибридное скрещивание) без сцепления генов:

Пояснения к генетическим задачам, изображение №1
 

Поясняем: «Проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены расположены в разных парах гомологичных хромосом».

Если используется анализирующее скрещивание (aa или aabb):

Пояснения к генетическим задачам, изображение №2
 

Поясняем: «В скрещивании было использовано анализирующее скрещивание — с рецессивной гомозиготой (дигомозиготой), которое производится для определения генотипа особи с доминантными признаками».

Даём конкретику — в каком конкретно скрещивании (первом или втором) мы наблюдаем анализирующее скрещивание, какую особь скрещивают.

Если есть промежуточный признак (неполное доминирование):

Пояснения к генетическим задачам, изображение №3
 

Поясняем: «Часть потомства (или всё потомство) имеет промежуточный признак, так как доминантный аллель не полностью подавляет рецессивный, возникает явление неполного доминирования».

Даём конкретику — какой именно промежуточный признак, в каком скрещивании мы наблюдаем его проявление.

Если есть единообразие гибридов (все дети получились идентичными по генотипу и фенотипу):

Пояснения к генетическим задачам, изображение №4
 

Поясняем: «В скрещивании наблюдается закон единообразия гибридов первого поколения, так как все получившиеся гибриды идентичны по генотипу и фенотипу».

Уточняем, в каком конкретно скрещивании. Можно дописать, если это подходит для задачи (в примере сверху подходит), что гибриды имеют признак одного из родителей. Ещё надо убедиться, точно ли это закон единообразия: лучше не писать этот закон, когда задача на сцепление с полом.

Если есть полное сцепление генов, без нарушения:

Пояснения к генетическим задачам, изображение №5
 

Поясняем: «Проявляется закон сцепленного наследования генов, гены полностью сцеплены, так как находятся близко на одной паре гомологичных хромосом, кроссинговера не происходит».

Отвечаем на конкретный вопрос в задаче. В примере выше нас просят объяснить формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.

Тогда переформулируем пояснение: «Во втором скрещивании формирование двух равночисленных фенотипических групп объясняется полным сцеплением генов, находящихся на одной паре гомологичных хромосом. Кроссинговера не происходит. Проявляется закон сцепленного наследования признаков».

Если есть неполное сцепление генов, которое нарушается:

Пояснения к генетическим задачам, изображение №6
 
Пояснения к генетическим задачам, изображение №7
 
Пояснения к генетическим задачам, изображение №8
 

Поясняем: «Появление неравночисленных фенотипических групп связано с явлением неполного сцепления генов (нарушением сцепления)». Бо́льшая фенотипическая группа состоит из особей, которые образовались в результате сцепления генов. Меньшая группа состоит из рекомбинантных особей, образованных в результате слияния кроссоверных гамет».

Обязательно уточняем, какие аллели были сцеплены. Это зависит от конкретного скрещивания. Даже в одной задаче (второй пример) может быть два скрещивания, в которых сцеплены разные аллели. Поэтому пишем: в первом скрещивании были сцеплены вот эти, а во втором — те.

Пояснения к генетическим задачам, изображение №9
 

Например, был сцеплен аллель «A» с аллелем «B», в то время как аллель «a» сцеплен с «b». Или наоборот, был сцеплен аллель «a» с аллелем «B», в то время как аллель «A» сцеплен с «b».

Если есть сцепление с полом (с X-хромосомой):

Пояснения к генетическим задачам, изображение №10
 

Поясняем: «Наблюдается наследование, сцепленное с полом, так как ген находится на X-хромосоме».

Легко, когда изначально в задаче указано, что признак сцеплен с полом. Фразы «гетерогаметным является…» уже достаточно, чтобы определить сцепленное с полом наследование.

Гораздо труднее, когда необходимо самому догадаться, какой признак сцеплен с полом. Поэтому очень важно уметь пояснять, почему вы решили сцепить в задаче тот или иной признак с полом, как в случае задачи ниже.

Пояснения к генетическим задачам, изображение №11
 

Здесь поясняем: «Фенотипическое расщепление во втором скрещивании объясняется сцеплением гена окраски тела с полом. Этот ген находится на Х-хромосоме, поэтому в данном скрещивании мы наблюдаем расщепление по признаку окраски тела. Ген длины крыльев находится в аутосоме, поэтому по нему расщепления не происходит, так как данный ген не сцеплен с полом.

Далее указываем, каким образом происходило наследование признака, сцепленного с Х-хромосомой: гетерогаметный пол (указываем, какой) наследует Х-хромосому от одного родителя, а гомогаметный пол (указываем, какой) — от двух родителей.

Смотри пример пояснения в ключах ниже.

Пояснения к генетическим задачам, изображение №12
 

Если есть гибель эмбрионов (летальный аллель):

Пояснения к генетическим задачам, изображение №13
 

Поясняем: «Фенотипическое расщепление в потомстве связано с гибелью эмбрионов с генотипом АА (или Аа, или аа)». Каким генотипом — зависит от задачи. Обычно это указано, но иногда нет. Однако догадаться несложно.

Сложнее догадаться и пояснить, когда в задаче вообще нет ни слова о гибели эмбрионов:

Пояснения к генетическим задачам, изображение №14
 

Смысл тут в расщеплении. Во втором скрещивании расщепление 2:1 (определили мы это по количеству особей), а должно быть 3:1 по закону расщепления (II закон Менделя).

Вот по искажению расщепления мы и догадываемся о гибели эмбрионов.

Поясняем: «особи с генотипом АА (или Аа, или аа, конкретно в этой задаче — АА) не выживают на эмбриональной стадии развития, именно этим обусловлено расщепление во втором скрещивании (расщепление, отличное от традиционного 3:1).

Если в задаче множественный аллелизм:

Пояснения к генетическим задачам, изображение №15
 

В таких задачах обычно не спрашивают пояснение, всегда присутствует дополнительный вопрос.

Пояснение тут можно дать очень короткое: «Данный тип наследования — множественный аллелизм, связан с тем, что ген имеет несколько вариантов аллелей, помимо доминантного и рецессивного, в связи с этим изменяется расщепление по фенотипу и генотипу».

Если задача на группы крови:

Пояснения к генетическим задачам, изображение №16
 

Как и в случае с множественным аллелизмом, дополнительных пояснений не спрашивают, в задаче всегда есть вопрос.

Но если бы спросили, я бы пояснил так: наследование групп крови связано с кодоминированием. Кодоминирование — явление, когда у гена есть несколько доминантных аллелей, и они оба проявляются при их наличии в генотипе. Пример — четвёртая группа крови I(A)I(B). Проявляется и аллель «А», и аллель «B».

Если в задаче родословная:

Таких задач во второй части с 2019 года нет. Они переехали на 4 линию.

***

Поздравляю с успешным освоением новой темы!

Статьи — круто, но для сотки этого недостаточно. Жми сюда, чтобы узнать о самых эффективных курсах подготовки к ЕГЭ по биологии 🫶