- Умный справочник
- Биология
- Задания 4, 28. Сцепление генов
Задания 4, 28. Сцепление генов
***
Сцепленные гены — это неаллельные гены, которые находятся на одной хромосоме. Гены, которые расположены на одной хромосоме, называются группой сцепления.
Различают полное сцепление генов и неполное сцепление (нарушение сцепления).
Приятного изучения статьи! Если хочешь подготовиться на 80+, то обязательно посмотри вот этот способ подготовки (жми, чтобы перейти на сайт и почитать подробнее) 💚
Полное сцепление генов
При кроссинговере (обменом участками гомологичных хромосом) хромосомы обмениваются не конкретными генами, а большими участками. Из-за этого гены, расположенные рядом, не могут разойтись по разным хромосомам. Так возникает сцепленное наследование, не нарушенное кроссинговером (полное сцепление).
Приведём пример задачи на сцепленное наследование генов…
Текст задания:
У томатов гены, определяющие высокий рост стебля и шаровидную форму плодов, сцеплены и доминируют над генами, определяющими карликовость и грушевидную форму плодов. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим плоды грушевидной формы?
Решение:
Пусть высокий рост будет обозначаться «А», а карликовость — «а». Шаровидная форма тогда будет «В», а грушевидная — «b». В задаче не сказано про промежуточные признаки, поэтому доминирование полное.
Представим, если в задаче не было бы сцепления, и гены располагались в разных парах гомологичных хромосом. Тогда бы генотип AaBb давал бы 4 типа гамет:
А в данной задаче нам говорится, что сцеплены «A» с «B», в то время как «а» сцеплено с «b». Это значит, что гаметы «Ab» и «aB» не образуются.
В результате эта дигетерозигота даст всего 2 типа гамет вместо 4:
Вот как на бумаге выглядит полное решение данной задачи.
В задаче должна быть легенда (то, что нам дано), она пишется справа или слева и заключается в прямоугольник. Необходимо написать скрещивание (Р), гаметы (G) и поколение (F1).
Рядом с каждым генотипом должен быть подписан его фенотип (например, AaBb — высок. шар.) !!!
Текстовое объяснение в задаче следует после, в данном случае оно должно выглядеть примерно так:
1) В потомстве от дигетерозиготы (высокое растение с шаровидными плодами) и рецессивной дигомозиготы (карликовое растение с грушевидными плодами) 50% особей получаются высокими с шаровидными плодами (AaBb), а 50% особей — карликовыми с грушевидными (aabb).
2) Фенотипическое расщепление 1:1.
3) Оно обусловлено попарным сцеплением гена высокого роста с геном шаровидной формы плодов и гена карликовости с геном грушевидной формы плодов.
4) Эти гены расположены на одной хромосоме и образуют группу сцепления. Сцепленный тип наследования генов изучал Морган.
Текстовое объяснение должно быть всегда!!! Старайтесь описывать каждое своё действие в задаче. За присутствие лишних пунктов в объяснении баллы не снижают, а вот за их отсутствие — очень любят.
***
Нарушение сцепления
Существуют частные случаи, в которых гены расположены в одной хромосоме , но недостаточно близко друг к другу. Из-за этого кроссинговер разъединяет их, но редко.
В случае нарушения сцепления у дигетерозиготной особи образуются 2 типа гамет:
- Гаметы, полученные в результате сцепления (в этом случае сочетание генов в хромосоме будет таким же, как было у родителей)
- Кроссоверные гаметы, полученные в результате расхождения генов (в этом случае возникаю новые варианты сочетания генов на хромосоме, которых не было у родителей)
Гамет, образованных в результате сцепления, всегда больше!
Морганиды — это условная величина, которую применяют для обозначения расстояния между генами на одной хромосоме.
Найти расстояние между генами можно, разделив количество рекомбинантных особей (полученных в результате слияния кроссоверных гамет) на общее число особей. Так, мы находим процент кроссинговера в скрещивании, который равен числу морганид.
Приведём пример задачи на нарушение сцепления генов…
Текст задачи:
При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.
Решение:
Пусть за рост отвечает гены А/а, а за листовую пластинку — B/b.
Нам не сказано, какой признак доминантный, а какой — рецессивный. Но есть подсказка: в результате анализирующего скрещивания (это значит, что организм скрестили с «aabb») получилось 4 фенотипические группы. Это значит, что вторая исходная особь должна быть гетерозиготой (AaBb). Почему? Потому что в другом случае фенотипов было бы 2, либо вообще 1. Проверьте сами.
Если мы знаем, что исходная особь была гетерозиготой, то, зная её фенотип, можно узнать и доминантные признаки. «При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой…» — сделаем выводы:
AA/Aa (можно просто написать A_) — высокий рост
aa — карликовость
B_ — цельная листовая пластинка
bb — расчленённая листовая пластинка
Составим схему скрещивания…
Из условия мы знаем фенотипы и численность полученного потомства.
Теперь самое важное: зачем нам числа. Числа показывают то, какие особи являются рекомбинантными — полученными в результате слияния кроссоверных гамет, а какие особи являются результатом слияния гамет без кроссинговера (со сцеплением).
Рекомбинантных особей всегда меньше!
Соответственно, числа 9 и 10 подсказывают нам, что генотипы AaBb и aabb — рекомбинантные. А значит другие генотипы: Aabb (высокий расчленённый) и aaBb (карликовый цельный) — результат сцепления.
Таким образом, сцеплен ген высокого роста (А) с геном расчленённой листовой пластинки (b). Ген карликовости (a) сцеплен с геном цельной пластинки (B).
Отвечаем на последний вопрос задачи:
«Преимущественно образовались две фенотипические группы: 42 Aabb (высокие, расчленённые листья) и 40 aaBb (карлики, цельные листья), потому что в гаметах Ab и aB сцеплен ген высокого роста (А) с геном расчленённой листовой пластинки (b), в то время как ген карликовости (a) сцеплен с геном цельной пластинки (B). 9 AaBb (высокие, цельные листья) и 10 aabb (карлики, расчленённые листья) образовались благодаря кроссоверным гаметам AB и ab, которые получились в результате кроссинговера.» Задача решена.
В задании не спрашивается этого, но для наглядности давайте найдём расстояние между данными генами.
Количество рекомбинантных особей: 19. Количество всех особей: 101.
19/101 = 0,188… Соответственно, кроссинговер происходит в 18,8%. Это и есть расстояние между генами — 18,8 морганид.
Также в задании могут фигурировать не числа, а проценты. Логика выполнения должна быть такая же. Если вы видите четыре фенотипические группы: две малочисленные и две многочисленные, то перед вами скорее всего задача на нарушение сцепления.
***